Исследование эволюции кинообраза Эрнста Ставро Блофельда.
Автор – Дин Килбридж, HMSS.com © 2008
Перевод А. Яковлева для сайта James-Bond.ru © 2009
На просьбу назвать злодея из Бондианы случайный человек с улицы скорее всего назовет Доктора Зло. На самом деле он будет иметь в виду Эрнста Ставро Блофелда, лысого злодея во френче а-ля Джевахарлал Неру, с котом на руках - мегаманьяка, мечтающего поработить мир, противника Джеймса Бонда в 7 фильмах и трех книгах. Блофельд был там мастерски спародирован Майком Майерсом в фильмах про Остина Пауэрса, что пародия затмила оригинал.
Вообще-то, Доктор Зло оказался более проработанным и последовательным персонажем, чем когда-либо был Блофельд. Блофельд – загадочный персонаж, каким-то образом достигший статуса культового злодея, несмотря на отсутствие личностных черт. Ему ничего не стоит перевоплотиться из сурового закулисного кукловода в переодетого в женское платье шутника, напоминающего некоторых ведущих модных программ на Би Би Си. За что же его тогда так любят?
Я считаю, что в этом виноват Ян Флеминг. С первого появления этого персонажа в книге 1961 года «Шаровая молния» он был лишь двигателем сюжета – человеком, который затеял описанные в книге события. Несмотря на то, что Флеминг посвятил истории Блофельда целую главу, в книге он лишь бесплотный дух. Блофельд родился в польском городе Гдыня 28 мая 1908 года (день рождения Яна Флеминга). Отец – поляк, мать гречанка. Сначала изучал экономику и политическую историю в Варшавском университете, потом инженерное дело и радиотехнику в Варшавском Техническом институте. В возрасте 22 лет получил административный пост в Почтовом министерстве Польши. Имея доступ к секретной информации, осуществил свой первый злодейский план – продавал эту информацию зарубежным разведкам. Потом переехал в Швецию, а когда стало ясно, кто победит во второй Мировой войне, начал продавать информацию Союзникам. К концу войны сколотил состояние и получил ряд наград от Британии, Америки и Франции. Затем переехал в Южную Америку, где начал работу над созданием собственной организации –СПЕКТРа. Его описание очень прозаично – он высок, полон и темноволос. Его внешность меняется в каждой последующей книге – «На Секретной службе Её Величества» (1963) и «Живешь только дважды» (1964), и Бонд встречается с ним лишь мимоходом. Эти два романа – в числе лучших у Флеминга, но отнюдь не благодаря Блофельду, который в них просто как мебель. Лишь в «Живешь только дважды» он наделен чем-то типа характера и напоминает своим безумием Гитлера.
Но культовым персонажем Блофельда сделали не романы, как бы хороши они ни были. Это произошло благодаря фильмам, и нам было интересно проследить развитие персонажа на протяжении семи (по другой версии – восьми) фильмов. Ниже следует подробный разбор роли Блофельда в каждом из фильмов, сдобренный идеями, почему этот персонаж столь удачен.
Кроме того, мы проследим за эволюцией Кота Блофельда. Душещипательная сага о пути этого животного к успеху и последующем крушении никого не оставит равнодушным.
ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ (1963)
Первое появление нашего мегазлодея. Режиссер фильма Теренс Янг сыграл большую роль в создании образа этого персонажа – низкий голос, существующие отдельно от тела руки и спинка кресла. Янг мог показать и его лицо, но это было бы лишь еще одно лицо из массовки, ведь в FRWL было и без того достаточно колоритных злодеев. А в виде зловещего бесплотного духа персонаж стал намного лучше. Сыгранный голосом Эрика Польмана и руками Энтони Доусона, Блофельд производит незабываемое впечатление – он казнит одного из подручных и произносит монолог о сиамских рыбках. Фиксация Блофельда на рыбках здесь показана в зачаточном состоянии, в фильме «Живешь только дважды» он обзавелся целым прудом с пираньями. В финальных титрах указано, что роль Блофельда играет «?» - просто гениальная находка!
Эволюция Кота Блофельда: в FRWL, у Блофельда, возможно, самый милый Кот - с большими наивными глазами и невинной физиономией, в отличие от хищно выглядящих котов из последующих фильмов. Кот успешно пережил этот фильм и вернулся в следующем.
ШАРОВАЯ МОЛНИЯ (1965)
Не попав в «Голдфингер», Блофельд понял, что упустил лучшее на тот момент киноприключение Бонда, и вернулся в «Шаровой молнии», чтобы показать всем, кто здесь Главный Злодей. На это раз вместо скромного кабинета на яхте у него есть полномасштабный конференц-зал работы Кена Адама, и вместо отравления подручного, Блофельд поджаривает его током. Его руки по-прежнему принадлежат Энтони Доусону, а голос на этот раз звучит, как у Джозефа Вайсмана (Доктора Но). Также можно разглядеть, что Блофельд сухощав и имеет волосы. Видимо, провал операции «Шаровая молния» не прошел бесследно для бедного Эрнста, ведь в следующем фильме, «Живешь только дважды», он уже полностью лыс.
Эволюция Кота Блофельда: Если предыдущий Кот не попал под машину и не потерялся, то здесь он появляется вновь, только уже несколько менее милым. Возможно, вместо Вискаса Блофельд теперь дает ему более дешевый корм, и Кот теперь в депрессии.
ЖИВЕШЬ ТОЛЬКО ДВАЖДЫ (1967)
Наконец-то у Блофельда появилось лицо, причем какое! В исполнении Дональда Плезенса, Блофельд – полная противоположность Джеймса Бонда. Маленький и хрупкий, он компенсирует свою необычайную асексуальность тем, что живет внутри гигантской вагины (вулкана), запускает в космос гигантский серебристый фаллический объект и поглаживает киску. Его окружение и поступки говорят о нем гораздо больше, чем диалоги, за что следует благодарить самого экономного из режиссеров Бондианы – Льюиса Гилберта, и самого остроумного из ее сценаристов – Роальда Даля.
Самое удивительное: несмотря на то, что у него не так много реплик и лишь несколько минут экранного времени, он все равно он доминирует в фильме. Своими планами установить власть над всем миром Блофельд компенсирует свои физические и сексуальные недостатки, но они же приводят к его краху. Если бы он не убил случайную туристку, сделавшую фотоснимок, Бонд не нашел бы его остров. Если бы Блофельд не напустил на Маленькую Нелли четыре боевых вертолета, Бонд бы спокойно пролетел мимо вулкана. «Живешь только дважды» - один из наиболее богатых с психологической точки зрения фильмов о Бонде, и весь сюжет фильма пропитан характером Блофельда даже больше, чем его реплики.
Существует одна довольно безумная теория насчет этого фильма. Его персонажи постоянно говорят, что Джеймс Бонд умер – мы и сами видим это в прологе. Таким образом, в фильме показано путешествие Бонда по загробному миру. Текст песни тоже говорит в пользу этой теории. А если Бонд мертв, то кто тогда Блофельд, если не сам Сатана? Ведь он живет в подземном мире, полном лавы. Если Блофельд – сатана, это делает его величайшим злодеем Бондианы. На эту тему можно защитить целую диссертацию. (Вы можете более подробно прочитать о подтексте фильма «Живешь только дважды» в разделе «Статьи»).
Следует также отметить несколько штрихов к портрету нашего героя – Блофельд не моргает, держит бассейн с пираньями и носит костюм в стиле Мао Цзэдуна.
Даже если закрыть глаза на все это, персонаж Плезенса уже достаточно зловещ, чтобы занести его в Зал Славы Злодеев. Он лучший Блофельд, и все это знают. Спросите Майка Майерса, который смог из 10 минут экранного времени Блофельда создать целый сериал!
Эволюция Кота Блофельда: В этом фильме Кот наконец-то повидал немного экшна! Обратите внимание, когда ниндзя атакуют подземное логово Блофельда, Кот просто в ужасе! Было бы грустно, если бы не было так смешно. Дальше, во время перестрелки, Кот вырывается из рук Блофельда и убегает куда-то в дебри вулкана. Когда вулкан взрывается, бедный Кот предположительно погибает. Мне же хочется верить, что он все-таки смог выбраться и прожил долгую счастливую жизнь в Японии, питаясь птичками и ягодами. Но это лишь мечты. Первый и самый любимый Кот Блофельда мертв, Бонд убил его. Это означает только одно – войну!
НА СЕКРЕТНОЙ СЛУЖБЕ ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА (1969)
Режиссером на этот раз стал Питер Хант, который, видимо, был не в восторге от Дональда Плезенса, поэтому на роль Блофельда пригласили другого актера. И хоть Телли Савалас великолепен в этой роли, мне не хватает Плезенса. Вы только представьте сцену безуспешной попытки соблазнения им Дианы Ригг? Или погоню на бобслеях? Это была бы золотая комедия! Ну, или, по крайней мере, бронзовая…
Блофельд Саваласа более реалистичен. На этот раз он явно американец, в противовес европейской утонченности предыдущих Блофельдов, и выглядит больше бандитом, чем мегаманьяком. Он напоминает повзрослевшего школьного хулигана, который отчаянно пытается выглядеть умнее, элегантнее и культурнее, чем он есть на самом деле. На этот раз преступный замысел Блофельда, взятый прямиком со страниц Флеминга, заключается в получении им титула Графа. А чего еще не хватает этому Блофельду? Савалас позволяет своему персонажу снять маску лишь в финале фильма, когда все его снобистские мечты разбиты вдребезги. Блофельд превращается из благородного графа обратно в уличного бандита, и примитивно обстреливает Бонда и Трейси из проезжающего автомобиля. Никаких тебе экзотических пираний. Подобный жестокий реализм – одна из сильных составляющих неожиданной концовки фильма.
Савалас не достигает культовой высоты безумного Блофельда Плезенса, но все же успешно заменяет его, и неплохо соответствует новому Бонду, Джорджу Лэйзенби. Также отмечу отсылку к литературному первоисточнику, когда Блофельд не узнает Бонда, хотя они встречались в предыдущем фильме. Создатели фильма приняли верное решение: не пытаться объяснить такие мелочи, а просто взять и снять фильм. И какой фильм получился в результате!
Эволюция Кота Блофельда: Видимо, Блофельд нашел время навестить зоомагазин и приобрести нового персидского Кота. К сожалению, им не суждено было быть вместе – не успел Блофельд принять в свою семью нового члена, приехал Бонд и взорвал его логово к чертовой матери, предположительно снова убив при этом Кота. Отчаянный крик Саваласа при взгляде на разрушенное логово приобретает дополнительный смысл, если понимать, что он в этот момент думает о своем питомце. В какой-то мере это даже оправдывает убийство Трейси. Да если бы какой-то самодовольный секретный агент убил двух моих котов, я бы тоже захотел отомстить!
БРИЛЛИАНТЫ НАВСЕГДА (1971)
В этом фильме состоялось последнее официальное появление Блофельда в официальной Бондиане, и вынужден признать, оно вышло наименее эффективным. Несмотря на свою негативную репутацию, «Бриллианты» - почти идеальный фильм: легкий, развлекательный, умный и очень, очень смешной. Настолько смешной, что это пожалуй, единственный фильм в Бондиане, где нет серьёзных моментов. Это касается и Блофельда, (на этот раз в исполнении Чарльза Грея), превратившегося в манерного персонажа, переодевающегося в женское платье. Он и близко не стоит с Блофельдом из OHMSS (который в свою очередь, сильно отличался от Блофельда из «Живешь только дважды»). Но, честно говоря, ни зловещий Блофельд Плезенса, ни реалистичный Саваласа, не смогли бы органично вписаться в этот фильм.
Блофельд планирует использовать контрабандные бриллианты для шантажа США, но для него это не дело всей жизни, а досадная необходимость, к которой он имеет мало интереса, для него это лишь способ заработать денег, видимо, чтобы рассчитаться за кредит на плазменный телевизор. Он не держит обиды на Бонда, как и Бонд на него. В конце концов, это совсем не тот Блофельд, что убил его жену в прошлом фильме. Впрочем, то была жена не этого Бонда - YOLT, OHMSS и DAF существуют каждый в своей герметичной вселенной, и их цель – развлекать зрителей, а не угождать пустым придиркам любителей искать в фильмах нестыковки.
У Блофельда в исполнении Чарльза Грея много смешных реплик (автор диалогов – Том Манкевич), и он гораздо более сложный персонаж, чем обычный кинозлодей – он может быть то жестоким, то капризным, и не стесняется сбежать, когда запахло жареным. Но в итоге он все равно проигрывает в сравнении с Блофельдом Плезенса – видимо, у него слишком много волос.
Эволюция Кота Блофельда: Блофельд завел нового кота не только для себя, но и для своих многочисленных клонов. Это привело к соперничеству между котами, а масла в огонь подлил тот факт, что Блофельд купил своему Коту бриллиантовый ошейник, оставив других котов без украшений. Коты тоже умеют ревновать! 007 снова убивает Кота, взорвав его вместе с нефтяной платформой. Ну и гад же этот Бонд.
ШПИОН, КОТОРЫЙ МЕНЯ ЛЮБИЛ (1977)
Изначально злодеем в этой классике Бондианы должен был стать Блофельд, но в дело вмешались авторские права, и авторам фильма пришлось переименовать его в Стромберга. Однако Стромберг – это явный Блофельд – у него и рыбки есть, и мир он хочет завоевать, все как раньше. Если бы персонажа Курта Юргенса звали Блофельд, это, пожалуй, была бы самая близкая к описанию Флеминга интерпретация роли.
(Вы можете более подробно прочитать о раннем сценарии фильма «Шпион, который меня любил» в разделе «Прочее»).
ТОЛЬКО ДЛЯ ТВОИХ ГЛАЗ (1981)
В этом фильме Блофельд (его играет Джон Холлис) неофициально появляется как «злодей в инвалидном кресле». Он лыс, и на шее у него гипс. Он пытается убить Бонда, заманив его в вертолет и заставив летать кругами. Бонду удается вернуть контроль над вертолетом, и он сбрасывает Блофельда в дымовую трубу. Блофельд тщетно пытается договориться с Бондом, предлагая ему «деликатесы… из нержавеющей стали». Это явно шаг назад после логова в вулкане или на горном пике, а учитывая, что Блофельд теперь инвалид, он скорее вызывает жалость зрителя, чем ненависть.
Концепция этой сцены очень интересна – это своего рода мини-сиквел к OHMSS: Бонд навещает могилу Трейси и сводит счеты с Блофельдом. Травма Блофельда – это явная отсылка к финалу погони на бобслеях. Создатели наконец-то решили закрыть незаконченную сюжетную линию, но сделали это немного неуклюже, и сцена не оказывает должного воздействия на зрителя. Её также можно интерпретировать, как выпад в адрес Кевина МакКлори, создавшего образ Блофельда на пару с Флемингом, и владевшего правами на него. Легко избавившись от Блофельда, Кабби Брокколи показал свое отношение к попыткам МакКлори создать свой конкурирующий с Бондианой сериал.
Эволюция Кота Блофельда: Впервые за все фильмы Кот выживает, но он наверняка потерялся где-то в дебрях лондонского газового завода «Бектон». Возможно, его подобрал какой-нибудь бомж, с которым они вместе странствовали по Европе и жили долго и счастливо, так что Сага о Коте Блофельда получила заслуженный счастливый конец.
НИКОГДА НЕ ГОВОРИ «НИКОГДА» (1983)
В 1983 году Кевин МакКлори наконец-то снял свой давно обещанный фильм о Бонде. «Никогда не говори «никогда» доставляет по полной, начиная бодрячком выглядящего Коннери и заканчивая небольшим появлением старого доброго Эрнста. Здесь его играет заслуженный характерный актер Макс Фон Сюдов, чью манеру игры многие назвали прозрачной имитацией Зигмунда Фрейда. Я не так много знаю о Фрейде, чтобы комментировать это сравнение, но Блофельд Фон Сюдова весьма эффективен, хоть и немного мягок, несмотря на небольшое экранное время. Он больше похож на заботливого дедушку, у которого всегда найдется для вас пакетик ирисок, нежели на международного террориста.
Эволюция Кота Блофельда: Не знаю, что сказать об этом Коте, разве что это самый неофициальный Кот. Интересно так же, что МакКлори позаимствовал образ Блофельда из официальных фильмов о Бонде, а не из книги, на которой этот фильм вроде как был основан.
***
Итак, как видите, развитие образа Блофельда в Бондиане было довольно интересным, хоть и немного неровным. Поскольку его внешность и образ менялся от фильма к фильму, довольно непросто понять его характер. Его культовый статус уходит корнями в 10 минут экранного времени Дональда Плезенса в «Живешь только дважды».
Сейчас права на Блофельда и СПЕКТР снова принадлежат EON. А идеально лысый актер Бен Кингсли заявил о своем интересе сыграть бондовского злодея. Очень интересная перспектива!
Итак, можно ли назвать Блофельда величайшим злодеем Бондианы? Если допустить, что у величайшего злодея Бондианы нет постоянной личины, то да. Еще более интересным персонажем Бондианы является Кот Блофельда, и я хочу посвятить эту статью всем Котам – за ваше здоровье я распечатаю пакетик Вискаса!
Recommended Comments
There are no comments to display.