Перейти к содержанию

1992 - Смерть - это навсегда


Ian Lemming

DEATH IS FOREVER

Смерть. Она в этой книге почти на каждой странице. Даже в оглавлении: в названии каждой главы есть слово "смерть", за исключением последней, которая называется R.I.P. (Rest In Peace - покойся с миром).

Действия. Вся книга - это сплошной нон-стоп экшн. После спокойного, неторопливого романа Человек из 'Барбароссы' (1991), который американцы даже сперва не захотели издавать, назвав книгу "непривычной смесью", Джон Гарднер пишет более привычную смесь: безостановочный поток погонь, перестрелок, драк, ну и разумеется, секса и насилия.

Кстати, о смесях. Роман Смерть - это навсегда чем-то напоминает две другие книги Гарднера Никто не живет вечно и Ставки сделаны, мистер Бонд: в новом романе агент 007 вновь мотается по Европе и спасает от гибели людей, некогда работавших на Британское правительство за Железным занавесом, в Восточной Германии.

О СЮЖЕТЕ

Самая мощная агентурная сеть, под названием Кабаль, действовавшая в Восточной Европе, под контролем британской МИ-6 и американского ЦРУ, внезапно рассыпается в прах и ее члены гибнут один за одним насильственной смертью. Их контролеры - англичанин по кличке Ваня и американка по кличке Орел (жаль, что не Марья) пытаются связаться с оставшимися в живых, но тоже погибают: Ваню сбивает автомобиль, Орла отравляют выстрелом из газового пистолета, начиненного цианидом, - излюбленные методы КГБ... М решает провести расследование и посылает на "поле боя" новых Ваню и Орла - Джеймса Бонда (со стороны англичан) и миниатюрную очаровашку Элизабет Зару (со стороны американцев), которую коллеги полюбовно зовут Изи (Easy) Сен-Джон. (Смысл ее прозвища пусть каждый понимает в меру своей испорченности). Бонд и Зара идут по следу своих предшественников, связываются с несколькими агентами Кабаль и очень быстро приходят к выводу, что сами могут сгинуть в одночасье, если не будут предельно осторожны. А осложняет обстоятельства тот факт, что как минимум один из оставшихся агентов сети Кабаль, как это уже ни банально, - предатель. Остается вопрос: кому выгодна смерть этих людей?

Главный подозреваемый - бывший заместитель главы Разведывательного Управления ГДР герр Вольфганг Вайзен, по кличке Ядовитый гномик (The Poison Dwarf) - что на сленге означает "очень неприятный человек". (Вообще, у Гарднера это уже второй персонаж с такой же кличкой: первым был наемный убийца в романе Никто не живет вечно.) Вольфганг - ярый сталинист. Он жаждет дестабилизировать Европейский союз, после чего установить в Европе тоталитарный режим. Откуда такие взгляды? Гарднер обращается к детству негодяя. Будучи мальчиком Вольфганг проживал на даче самого Иосифа Сталина (!), называя Отца всех народов не иначе как "дядюшка Джо" (Josif - Joe). Согласно Гарднеру, Сталин любил вместе с Вольфгангом смотреть фильмы про Тарзана, то и дело комментируя их. И кое-кто даже видел Вайзена его приемником. Разумеется, юный Вольфганг был знаком и с Берией. В одной из сцен Ядовитый гномик, бредящий величием и мировым господством, вспоминает о том, как в детстве Лаврентий Павлович подарил ему на Рождество (!) игрушечную гильотину с куклами со съемными головами: свершил казнь, прикрепил обратно - и руби заново. А на другое Рождество - игрушечную виселицу... Прошли годы, Вольфганг вырос и превратился в лысого румяного человечка а-ля мистер Пиквик, внутри - бездушного, жестоко типа, боящегося щекотки и увлекающегося садомазой (в одном из диалогов проскакивает каламбур: Bond - Bondage). Несомненно, здесь прослеживается параллель с Донованом Грантом. Однако на сколько Гарднер переступает ту грань нелепости, на которой сам Флеминг умело балансировал, - судить читателю. Хочется лишь отметить, что после весьма реалистичных злодеев из книги Человек из 'Барбароссы' - российских генералов - подобный гротескный портрет смотрится несколько странно.

Итак, зачем же Ядовитому гномику нужна смерть агентов Кабаль? Вольфганг всемогущ. Он имеет связи во всех спецслужбах Западных стран. Но единственный достойный противник (после Джеймса Бонда, разумеется), который может помешать его коварным замыслам - это агентурная сеть Кабаль, агентам которой известны все его "прихваты". Вот он и начинает всюду сеять смерть, а Джеймс Бонд вместе с Элизабет Зарой - спасать оставшихся агентов и пытаться выявить среди них предателя.

Смерть. Она, как было уже отмечено выше, в этой книге - почти на каждой странице. Гарднер так "увлекается" умерщвлением своих персонажей, что за шесть глав до окончания книги убивает Элизабет (Изи) Сен-Джон, которой Бонд, за пару страниц до трагедии, успевает признаться в любви. Правда, сама сцена признания в любви выглядит несколько неубедительно и слабо. Усиливает сие впечатление и тот факт, что смерть любимой девушки не мешает мистеру Бонду в тот же день, через три главы, переспать с другой сексапильной мадам, Пракси Саймон. Как говорится, "высокие, высокие отношения".

Потеряв любимую, а с ней еще несколько агентов сети Кабаль (создается впечатление, будто Гарднер под конец просто устал оперировать таким количеством персонажей), Джеймс Бонд и Пракси Саймон раскрывают планы негодяя: Вольфганг Вайзен планирует уничтожить глав всех Европейских государств, которые, видите ли, изъявили желание прокатиться вместе на поезде по Евротуннелю (под проливом Ла-Манш), официальное открытие которого состоится только через год. Люди Вайзена захватывают поезд прямо в туннеле, начиняют его взрывчаткой, однако агент 007, вместе с французским элитным анти-террористическим подразделением GIGN, предотвращает этот беспредел.

Несомненно, Смерть - это навсегда - одна из лучших книг Джона Гарднера. Страницы, как обычно, пролетают одна за другой. Сжатый стиль повествования. Недостатки у книги обычные для этого автора - чересчур огромное количество персонажей и пара неувязок в чересчур запутанном сюжете.

Один из персонажей, читая какой-то триллер, начинает возмущаться по поводу того, что автор не удосуживается рисовать портреты, а лишь сравнивает их с известными всем кинозвездами: дескать, этот смог бы сойти за двойника Рекса Харрисона, а этот - похож на Шона Коннери. На что Джеймс Бонд заявляет, что его одно время сравнивали с Хоаги Кармайклом. Забавно, что сам Джон Гарднер, рисуя портрет одного из персонажей, сравнивает его с Энтони Куинном.

© 10 мая 2002, В.И.Павлов

Изменено пользователем Ian Lemming



Обратная связь

Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет


×