Перейти к содержанию

Шпион, который меня любил : различия между сценарием и фильмом


Krilencu

Перед съёмками «Доктора Но» Ян Флеминг передал компании Danjaq права на экранизацию книг на одном важном условии: если компания будет экранизировать роман «Шпион, который меня любил», фильм должен иметь совершенно другой сюжет и может сохранить только название.

Продюсеры заказали сценарий Энтони Бёрджессу (1917-1993), писателю, критику, переводчику, композитору и давнему поклоннику Яна Флеминга. Среди его наиболее известных романов – «Заводной апельсин», «Пианисты», «Трепет намерения» и квадрология «Эндерби». Кроме того, Берджесс написал предисловия к британским изданиям романов Флеминга в мягкой обложке (издательства «Коронет»), где превозносил литературный талант Флеминга и критиковал фильмы за излишнюю фантастичность и развлекательность. В своей книге 1984 года «99 романов» он упомянул «Голдфингер» как одну из лучших англоязычных книг, написанных после 1939 года. Также Берджессу нравился «Полковник Сун» Кингсли Эмиса. В довершение, у них с Флемингом был общий литературный агент: Питер Янсон-Смит.

В своей автобиографии «У тебя было время» (1990) Берджесс вспоминает о своем сценарии для Бондианы:

«После Ванкувера я ненадолго заглянул в Нью-Йорк и собирался с лекциями в университеты Трои, Антиохии и Рима (все три расположены в Америке). У отеля меня встретили Кабби Брокколи и Гай Хэмилтон. Они вручили мне пачку бумаги и портативную печатную машинку. Кабби был продюсером фильмов о Бонде, а Гай Хэмилтон – одним из режиссеров. Их следующим фильмом был запланирован «Шпион, который меня любил», но они могли использовать только название книги. Ян Флеминг категорически запретил использовать материал книги. Книга была неудачным экспериментом Флеминга, где Бонд был второстепенным персонажем, а повествование велось от лица девушки из Англии, работавшей в американском мотеле. Там были поджог и жестокие убийства, но ничего масштабного в духе СПЕКТРа или СМЕРШа. Флеминг считал книгу неудачной и был против ее экранизации. Брокколи и Хэмилтон хотели, чтобы я написал сценарий с совершенно другим сюжетом. Позже я узнал, что они заказали сценарий и другим писателям, видимо для того, чтобы взять лучшее от каждого сценария и объединить их в одно целое. И вот, в переездах от лекции к лекции я набросал свой сюжет.

Я с самого начала знал, что его не примут, но мной овладел творческий азарт. Я старался точно придерживаться формулы фильма о Бонде. В прологе Бонд сражался в Сингапуре с бандой китайцев, сбрасывал одного из них в чан с супом из акульих плавников и посыпал приправами. Затем Бонда подстреливают, и мы думаем, что он умер (на самом деле он лишь потерял сознание). Он приходит в себя на столе хирурга-китайца, весь утыканный иглами для акупунктуры. Доктор рассказывает ему об искусстве иглоукалывания и дарит на прощание две иглы - Инь и Ян. Бонд приезжает в сингапурский аэропорт, где у него на глазах взрывается взлетающий Боинг. Этот теракт приписывают организации ХАОС (Consortium for the Hastening of the Annihilation of Organized Society – Консорциум ускоренного уничтожения организованного сообщества).

На совещании ХАОСа, проходящем где-то в Средиземном море, мы видим руководителя организации (смесь Орсона Уэллса и моего персонажа Теодореску из романа «Трепет намерения»), прикованного к креслу инвалида, за которым ухаживает доктор-шотландец. Председатель ХАОСа объявляет подчиненным о своей новой доктрине – терроризм ради терроризма, никаких выкупов. Консорциум и без того достаточно богат и теперь хочет насладиться своей властью. Чтобы предотвратить взрыв школы, больницы или детского дома, сильные мира сего – королевы, президенты и премьер-министры – должны предстать перед публикой в жалком виде. Так, взрыв Боинга был расплатой за отказ Папы Римского лично побелить потолок Сикстинской Капеллы. Председателя вдохновляет на злодейства его прекрасная дочь, которая, после того как её покинул любовник, агент 008, поклялась отомстить всему миру. От нервного расстройства её лицо покрылось красной сыпью, которую она пытается скрыть своими длинными черными волосами. Она и не подозревает, что 008 не бросал её – его убили люди из СМЕРШа. В первой сцене она сжигает миллионы долларов в огромном камине, демонстрируя, что деньги для нее ничего не значат в сравнении с абсолютной властью.

Таким образом, она - одно из оправданий названия. Также там была прекрасная оперная певица из Австралии, в которую Бонд влюблен. Бонд пытается выяснить, каким образом были произведены взрывы. Он узнает, что пациентам одной германской клиники после удаления аппендицита вживляли миниатюрное атомное взрывное устройство, управляемое радиосигналом. Проникнув в клинику, Бонд выясняет, что ей руководит бывшая любовница агента 008. Она готовит для Бонда мучительную смерть, но Бонду удается убедить девушку, что 008 её не предавал. Она видит, что Бонд во многом напоминает агента 008. Они становятся любовниками. Её сыпь после этого исчезает. Девушка рассказывает Бонду, что её отец собирается взорвать Дом Оперы в Сиднее, во время гала-представления, на котором будет присутствовать Королева Великобритании и руководители Британского Содружества. Чтобы предотвратить взрыв, президент США должен предстать голым на национальном телевидении. В Сиднее Бонд узнает, что его возлюбленная, оперная певица, недавно перенесла операцию в той самой клинике в Германии. Он делает ей срочную операцию, используя для анестезии иглы китайского доктора. Дочь председателя видит их вместе, в ней разгорается ревность. Сыпь на лице возвращается. Она пытается убить Бонда. Теперь цель теракта – не только Дом Оперы, а весь Сидней, где ХАОС планирует взорвать ядерную бомбу.

Думаю, я могу не продолжать…»

Берджесс также писал о своем сценарии в журнале Life в апреле 1987 года:

«Мой сценарий подразумевал невероятные технологии. В нем было больше обнаженной натуры и секса, чем фильмы о Бонде могли себе позволить, ведь рассчитаны они были в основном на молодую аудиторию. Как я и предполагал, мой сценарий отвергли, хотя и взяли из него идею с нефтяным танкером, который злодей использовал для своей передвижной базы. Посмотрев фильм, я понял, что вышла некая сборная солянка из нескольких идей разных сценаристов. Это явно был уже не «Доктор Но» или «Из России с любовью».

Над сценарием к фильму также работали следующие авторы:

Кэри Бейтс («Христофор Колумб: Открытие») – его злодей был связан со СПЕКТРом и похищал атомную субмарину. Логово злодея находилось на дне озера Лох-несс в Шотландии. Бонду помогает Татьяна Романова («Из России с любовью»)

Рональд Харди – его сценарий также был закручен вокруг атомных субмарин. У злодея было хитроумное устройство для определения местонахождения субмарин. Его окружали подручные, все на одно лицо. Из этого сценария была взята идея устройства слежения.

Энтони Барвик – его злодей, Зодиак, собирался уничтожить флот атомных субмарин с помощью своих торпед дальнего действия, если западные державы не отдадут ему содержимое своих сокровищниц. Подручными злодея были близнецы Тик, Так и То (Tick Tack Toe – игра в крестики-нолики)

Дерек Марлоу

Стерлинг Силлифант («Деревня проклятых», «Война Мерфи», «Приключение Посейдона», «Грязный Гарри 3», «Изо всех сил», «Три короля»)

Джон Лэндис («Братья Блюз», «Американский оборотень в Лондоне», «Триллер»)

Ричард Мэйбаум - именно в его сценарии появилась Аня Амасова. Главным злодеем был возрожденный СПЕКТР, созданный из осколков итальянских «Красных Бригад», арабского «Черного Сентября», немецкой “RAF” (Фракции Красной Армии) и японской «Красной Армии». В начале сценария эти новые террористические группировки врывались в штаб СПЕКТРа и убивали его членов. Деньги их не интересовали, их целью было уничтожение всемирных запасов нефти. Мэйбаум ездил на осмотр натуры в Будапешт, но неизвестно, был ли локацией фильма именно Будапешт, или его хотели использовать в качестве СССР. Автор «Энциклопедии Джеймса Бонда» Стивен Джей Рубин утверждает, что идея танкера принадлежала Мэйбайму, но Берджесс также претендует на неё. Как бы то ни было, Мэйбаум придумал идею гигантского нефтяного танкера еще для «Бриллиантов» - именно на нем изначально был установлен лазер Блофельда. Челюсти также был в сценарии Мэйбаума, но погибал в огне. Альберт Брокколи счел сценарий Мэйбаума чересчур политизированным.

Кристофер Вуд – заменил террористов на злодея в духе Блофельда, нефтяного магната по имени Ставрос. У Ставроса был гигантский танкер с открывающимся носом, способный «проглатывать» подводные лодки. С помощью устройства слежения он захватил советскую и британскую подлодки. Брокколи велел убрать из сценария все упоминания СПЕКТРа после разбирательств с Кевином Макклори.

Том Манкевич – отполировал диалоги и переписал некоторые сцены.

Брокколи хотел снимать фильм в СССР, но не получил разрешения. Советское правительство хотело, чтобы он снял фильм об американском коммунисте Джоне Риде. Позднее этот фильм - «Красные»- снял Уоррен Битти.

******

Сцены из ранних сценариев:

В одном из вариантов была продолжительная сцена поединка агента 007 с агентами КГБ в египетском музее. Бонд отправился в музей на встречу с Феккешем. Вместо этого его поджидали агенты КГБ. При этом было уничтожено множество исторических экспонатов и опрокинуты гробницы с мумиями. От контакта с воздухом мумии рассыпались в прах. В конце концов Бонда одолели, и, как водится, оглушили ударом по голове. Бонд приходит в себя в другой части Каира, на конспиративной квартире КГБ. К его жизненно важным частям тела прикреплены электроды. Русские хотят узнать, где похищенная подлодка. Как раз когда они собрались включить ток, в комнату входит Аня. Со словами «я сама справлюсь» она снимает с Бонда электроды. Бонд вырубает двух охранников и выпрыгивает в окно. Похожая сцена есть и в киноновелле Кристофера Вуда.

Бонд выигрывает у Кальбы 50 тысяч фунтов в нарды. Кальба умирает, не успев заплатить.

Бонд и Аня следуют за убийцей по кличке Челюсти в спортивной машине. По пути они отбиваются от кочевников-туарегов, используя взрывающиеся жемчужины с ожерелья Ани.

У Кью есть эквивалент в КГБ – бородатый русский по имени «П».

******

Из окончательного сценария 23 августа 1976 года:

Подчиненные обращаются к Стромбергу «Номер 1».

В прологе 2 моряка-подводника, Джонс и Фрейзер, играют в шахматы. С довольной улыбкой Джонс берет кусочек мела, и поворачивается к висящей у него за спиной доске. На ней написано – «Джонс – 148, Фрейзер – 3». Послюнив палец, Джонс исправляет 148 на 149.

Джонс: Не переживай! У тебя есть еще целый месяц, чтобы выучить, что слон ходит по диагонали.

Бонд встречается с Хосейном после разговора с Фредериком Греем, но до встречи Стромберга с доктором Бекманом и профессором Марковицем. Стромберг не убивает Бекмана и Марковица.

В доме Фекеша. Бонд и Феликка, спасаясь от выстрела, падают на пол. В фильме Бонд заслоняется Феликкой.

На крыше. Шандор хватает Бонд за рукав. Рукав медленно отрывается, слышен треск ткани.

Бонд: Твоя жизнь висит на ниточке. Где он?

Шандор: В пирамидах! В пирамидах!

Рукав отрывается, Шандор с криком падает вниз.

Бонд (качая головой): Никудышный портной!

Челюсти не отрывает куски от микроавтобуса. Включив задний ход, Аня пришпиливает его к стене. Затем мы видим в зеркале заднего вида, как Челюсти, шатаясь, пытается бежать за ними.

Получив от Кью «Лотус», Бонд говорит Ане: «Добро пожаловать в «Мокрую Нелли». Правда, я не стал бы так называть ее в присутствии Кью…»

Выехав из воды, Бонд не выбрасывает рыбку. Мужчины с бутылкой и убегающей собачки в сценарии тоже нет. Вместо них мы видим девушку-подростка, которая проливает на себя масло для загара. Выехав из воды, «Лотус» проезжает через волейбольную площадку. Один из игроков останавливается с открытым ртом. Летящий мяч бьет его по макушке.

Судьба убийцы по кличке Челюсти неясна. Написано лишь, что его смывает потоком бурлящей воды.

Концовка фильма:

Бонд и Аня бегут по коридору. Останавливаются у двери с надписью «Спасательная камера». Бонд пытается повернуть колесо, затем поворачивается к Ане.

Бонд: Помоги мне, тут…

В руке Ани направленный на Бонда с пистолет. Бонд оставляет дверь в покое и выпрямляется. Раздается выстрел. Пуля ударяется о стену за спиной Бонда. Бонд делает шаг к Ане, глядя ей в глаза.

Аня: Второй раз я не промахнусь.

Бонд: Ты бы не промахнулась и в первый, если бы действительно хотела убить меня.

Лицо Ани лишено эмоций. Её палец начинает медленно нажимать спусковой крючок. Бонд приближается к ней.

Бонд: Аня!

Её рука начинает дрожать. Бонд подходит к ней, убирает руку с пистолетом, обнимает Аню.

Коридор наклоняется под углом, врываются потоки воды. Бонд бежит к двери спасательной камеры, поворачивает колесо и открывает её.

Бонд: Скорей!

Бонд подталкивает Аню в камеру, в это время потоки воды разрушают стену коридора. Уровень воды быстро растет. Бонд запрыгивает в камеру. Там едва хватает места для двоих. Бонд закрывает дверь и нажимает кнопки на приборной панели на стене. Рядом закреплен пластиковый шар полметра в диаметре. Бонд снимает шар со стены.

Аня: Сколько у нас времени?

Бонд: Надеюсь, что достаточно.

Вода начинает быстро подниматься вокруг них. Потолок камеры открывается, Аня и Бонд выплывают наружу и плывут к поверхности. Бонд держит в руке пластиковый шар.

В Атлантис попадает очередная торпеда, и накренившись на бок, он уходит на дно.

С шумом на спокойной глади морской поверхности появляется голова Ани. Она жадно хватает воздух.

Аня: Джеймс!

Бонд всплывает в паре метров от нее. Аня плывет к нему. Пластиковый шар раскрывается, словно цветок, и превращается в круглый резиновый плот. Бонд и Аня забираются на него. Уставшие, они молча лежат плечом к плечу. Повернувшись, Бонд открывает дверцу, достает бутылку шампанского и два пластиковых бокала. Передает Ане один бокал, открывает бутылку и наполняет бокалы.

Бонд: Я думал, ты тем меня убьешь!

Аня: Я тоже так думала.

Бонд: И что заставило тебя поменять мнение?

Аня: Женщина имеет на это право, не так ли?

Они поднимают бокалы.

Бонд: За шпионку, которая меня любила!

Аня улыбается, тянется к Бонду. Бонд обнимает её, они сползают на дно плота. Вдруг часы Бонда начинают жужжать, из них выползает тонкая ленточка.

Крупный план: «007 СРОЧНО ДОЛОЖИТЕ В ШТАБ»

Бонд снимает часы, и, держа их двумя пальцами, аккуратно бросает за борт. Смотрит на Аню. Она заговорщицки улыбается. Бонд замечает что-то вдали, за спиной у Ани. Хмурится.

Бонд (без энтузиазма): Похоже, это за мной.

Мы видим целую флотилию боевых кораблей.

20 января 1977 года финал был переписан на тот, что в фильме.

© 2009 перевод Алексея Яковлева



Обратная связь

Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет


×