Перейти к содержанию

По местам боевой славы, или Для тех, кто в танке


Ian Lemming
  • "Скажите, пожалуйста, у вас нет такого же, но без крыльев?..."

    из кинокомедии Бриллиантовая рука

    Уверен, каждому российскому зрителю известна кинокомедия Эльдара Рязанова Невероятные приключения итальянцев в России, ну а о фильме Ирония судьбы, или с легким паром я вообще молчу... Но, наверное, лишь коренных жителей С.-Петербурга или же тех, кто хорошо знаком с его географией, ставили в тупик отдельные сцены из этих кинолент: в Итальянцах это, в первую очередь, финальная погоня, а в Иронии - утренняя прогулка Надежды по улицам Питера. 'Это как же они так бежали?' - хочется спросить, глядя на незадачливых искателей сокровищ, драпающих от разъяренного льва. 'Это как же она так быстро сюда пришла?' - невольно возникает вопрос при виде Надежды, покрывающей за несколько секунд километровые расстояния: Разумеется, синематограф - это красивая сказка, и режиссеру важно заснять живописные места, а уж рядом они находятся или в километре друг от друга - это неважно. Проблему решит волшебная вещь под названием Монтаж...

Аналогичные эмоции вызывает знаменитая сцена погони на танке из киноленты Золотой глаз. Режиссер Мартин Кэмпбелл сетовал, что большинство этих эпизодов пришлось снимать на бутафорской улице, построенной на заброшенном аэродроме в Англии. И тем не менее отдельные эпизоды (которые снимались действительно на улицах Петербурга) в этой погоне выстроены довольно логично. А часть декораций выполнена настолько убедительно, что даже коренным петербуржцам с ходу и не отличить, где - правда, а где - ложь. Но если вооружиться картой, кадрами из фильма и: не побоюсь этого слова: дедуктивным методом, то задача эта становится вполне решаемой.

Так что если вы любите гулять по памятным местам или же считаете себя 'матерым агентом прогнившего капитализма', у которого где-нибудь на даче, в огороде, зарыт танк T-55, бережно завернутый в промасленную бумагу, то этот материал предназначен как раз для вас.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Для удобства эпизод погони условно разделен на 5 СЦЕН, расположения которых указаны на приведенной ниже карте. Она не слишком загружена географическими указателями и названиями улиц, дабы не сбивать вас с толку.

СЦЕНА N 1: Штаб-квартира ФСК (Инженерный замок)

Джеймс Бонд только что выпал из окна здания ФСК и оказался во дворе, заставленном военной техникой. Наталья Семенова в руках Орумова. Генерал пихает ее в свою черную "волгу" и приказывает водителю ехать. Бонд замечает стоящий рядом танк. Недолго думая, он садится в кабину танка, заводит двигатель и на полном ходу проламывает кирпичную стену, огораживающую штаб-квартиру ФСК - начинается погоня по улицам Питера...

Инженерный (Михайловский) замок

На самом деле в этом здании никакая не штаб-квартира ФСК, а самый обыкновенный музей. (Хотя кто его знает, что там у них в подвалах?) Как бы там ни было, это - Инженерный (Михайловский) замок, и находится он недалеко от Русского музея и гостиницы Европейская, в которой, кстати, Джеймс Бонд останавливался во время операции Золотой глаз. Ближайшая станция метро - Невский проспект/Гостиный двор.

А теперь обратите внимание на следующий кадр:

танк Бонда проламывает забор

- декорации -

На самом деле вокруг Инженерного Замка - зеленые сады. А то, что вы видите, всего лишь декорации. И чтобы убедиться в этом, обратите внимание на дом из красного и белого кирпича, стоящий на заднем плане. Он будет фигурировать практически в каждой сцене, где Бонд едет на танке по "липовым" улицам Санкт-Петербурга.

СЦЕНА N 2: Исаакиевский Собор, Галерная улица

Во мгновение ока погоня переносится в район Исаакиевского собора. Со скрежетом тормозов машина Орумова проносится по Исаакивеской площади и сворачивает в огромную арку желтого здания. На этой улице Орумов застревает в автомобильной пробке. Джеймс Бонд не отстает. В отчаянии генерал приказвает развернуть "волгу" на 180 градусов и нырнуть в малюсенькую арку дома N 26. Джеймс Бонд сворачивает туда же - его танк сносит полдома...

СЦЕНА N 2: Исаакиевский Собор, Галерная улица

(маршрут Орумова отмечен черным цветом, Бонда - красным)

Исаакиевский Собор и здание Сената и Синода находятся примерно в получасе ходьбы от Инженерного Замка, поэтому можно сказать, что Орумов и Бонд довольно шустрые ребята, если смогли добраться сюда всего за пару секунд. Это их первый "прыжок" в пространстве за всю погоню. Еще один небольшой огрех:

Бонд проезжает мимо южного фасада Исаакиевского собора

Орумов сворачивает на Галерную

На первой фотографии Бонд проезжает мимо южного фасада Исаакиевского Собора. Если Вы сверитесь с картой, то убедитесь, что поедь агент 007 - равно как и Орумов - в этом направлении, то, чтобы попасть на Галерную улицу, ему бы пришлось объехать здание Собора вокруг (мимо северного фасада). На экране мы этого не видим, в добавок они попадают на Галерную слишком быстро. На карте этот, невидимый, отрезок маршрута помечен пунктиром... (место находится рядом с гостиницей Астория)

Действия на Галерной улице снимались на бутафорской улице, в Англии. В реальности Галерная выглядит не так. Обратите внимание на этот кадр:

"Галерная улица" (бутафорская)

Силуэт несуществующего собра, который виден вдали, будет появляться почти в каждой последующей сцене, в разных концах города, против всех законов оптики. Посмотрите также на еще один кадр:

"Галерная улица" (бутафорская)

Орумов сворачивает в подворотню дома N 26. Вообще, дома на этой стороне Галерной улицы имеют нечетные номера. Но вот любопытная деталь: арка дома N 5 выглядит почти в точности, как эта.

СЦЕНА N 3: Набережная реки Мойки, близ Дворцовой площади

"Волга" Орумова выворачивает на набережную речки. Генерал мчится к ближайшему мосту, переезжает на противоположный (левый) берег и теперь едет в обратную сторону. Джеймс Бонд осознает, что сам он не успеет пересечь мост. Тогда он разворачивает свою бронированную машину и продолжает погоню по правому берегу, надеясь перерезать дорогу Орумову на следующем мосту. Милицейские "жигули" танку не помеха - и все же Орумов вновь ускользает от агента 007...

СЦЕНА N 3: Набережная реки Мойки, близ Дворцовой площади

(маршрут Орумова отмечен черным цветом, Бонда - красным)

На самом деле агент 007 просто физически не мог, снеся добрую половину дома на Галерной, вырулить на набережную Мойки. Это всего лишь очередной "скачок в пространстве". Зато сама сцена на Мойке почти целиком снята на натуре и выстроена вполне логично. Однако есть в этой сцене пара проколов. Взгляните на эти четыре кадра:

Кадры последовательны. Если внимательно присмотреться, то вы убедитесь, что кадры N2 и N3 сделаны на бутафорской улице, даже если вы никогда не бывали в Санкт-Петербурге. Это не набережная Мойки. Сравните фасады зданий и их номера. На зеленом здании у моста (рис N1 и рис N4) висит табличка 35, и карта вам скажет то же самое. Зато зеленое здание на рис N2 имеет номер 15. Оно же мелькает и в других сценах, например в СЦЕНЕ N 5 (последней), в момент, когда танк Бонда (с Пегасом на башне) сворачивает на улицу с очень низкой аркой (здание Главпочтамта)... Очевидно, что кадры N1 и N4 настоящие, а N2 и N3 - "липа" c бутафорской улицы.

Еще один нюанс: если бы Орумов и впрямь продолжил двигаться в направлении, указанном на карте, то он выскочил бы прямиком на Дворцовую площадь, и мы увидели бы следующую панораму:

Дворцовая площадь

СЦЕНА N 4: Улица Пестеля, Преображенский Собор

Погоня продолжается. Орумов держит курс на площадь перед собором - он хочет затеряться на мелких улочках. Посреди площади стоит странный памятник: всадник на пегасе. Джеймс Бонд мчится следом, милиция - на хвосте. В пылу преследования агент 007 разносит вдребезги какой-то огромный фургон, загруженный банками с водой 'Perrier', и сносит с пьедестала статую пегаса...

площадь настоящая, памятник - нет

бутафория

Возможно, я кого-то разочарую: Собор настоящий, а вот памятник - нет. И площадь эта слишком мала для тех головокружительных маневров, которые предпринимает Джеймс Бонд на экране. И если Вы просмотрите эту сцену внимательно, то обратите внимание, что в ней нет ни кадра, который бы показывал, как танк Бонда врезается в пьедестал на фоне Преображенского Собора. Следовательно, танк не врезался в памятник на настоящей площади, равно как и в грузовик с банками Perrier. Да и вообще, настоящая улица Пестеля гораздо длиннее. И серое здание за памятником уж слишком убого для оригинала, который, кстати, выглядит несколько иначе. Другими словами, эта сцена - смесь настоящих кадров (Пегас на фоне Собора) и "липовых" (Пегас на фоне улицы)...

Преображенский собор расположен рядом с Литейным проспектом, неподалеку от станции метро Чернышевская, а также в относительной близи от Генерального Консульства США. Что касается расстояния, разделяющего эту площадь от мест, представленных в СЦЕНЕ N 3, то Собор находится слишком далеко, чтобы успеть добраться до него за несколько секунд, даже если вы поедете на танке. Очередное чудо синематографа...

Сравните два кадра:

СЦЕНА N 4: якобы улица Пестеля

СЦЕНА N 1: Бонд пробивает забор

Первый кадр взят из СЦЕНЫ N4, второй - из СЦЕНЫ N1. На заднем плане - явно одно и то же бело-красное кирпичное здание. Одно и то же здание, одна и та же "липовая" улица...

СЦЕНА N 5: Почтамтский переулок, здание Главпочтамта

На ближайшем перекрестке Орумов приказывает водителю свернуть налево. Там "волга" генерала проскальзывает под низкой аркой. Танк Джеймса Бонда - тоже, но памятник застревает в арке и сваливается прямо на крыши едущих следом милицейских автомобилей. Орумов мчится на вокзал, где под парами стоит бронепоезд Януса, а Бонд решает устроить засаду где-нибудь на железнодорожной ветке. Беспредел на улицах Санкт-Петербурга окончен...

СЦЕНА N 5: здание Главпочтамта

(маршрут Бонда помечен красным цветом)

Эта сцена целиком снималась на бутафорской улице. Основное внимание в ней сконцентрировано на очень низкой арке здания Главпочтамта, в которой застревает статуя Пегаса. Вы можете сравнить оригинал арки и ее копию:

грубая копия арки здания Главпочтамта

так выглядит настоящая арка

Забавно то, что НАСТОЯЩАЯ арка этого здания находится в двух минутах хотьбы от Исаакиевского Собора, фигурирующего в СЦЕНЕ N 2. Интересно также то, что НАСТОЯЩУЮ арку Главпочтамта можно тоже увидеть в фильме! Правда, мельком. Все дело в том, что часть НАСТОЯЩЕЙ Почтамтской улицы "проскакивает" в СЦЕНЕ N 2, в момент когда автомобиль Орумова заносит перед Исаакиевским собором (сверьтесь с картой). Обратите внимание на этот кадр:

СЦЕНА N 2: на заднем плане - настоящая арка Главпочтамта

К сожалению, "Москвич" заслоняет "Волгу" Орумова, зато на заднем плане отчетливо видна та самая арка, чью копию Бонд случайно покорежит в последней сцене погони.

Еще одна интересная деталь. Сравните эти два здания:

СЦЕНА N 5: "липовая" Почтампская улица

СЦЕНА N 3: настоящая набережная Мойки

Они почти одинаковы... почти. Обратите внимание на лепнину окон второго этажа: здания отличаются друг от друга оформлением подоконников. Следовательно, здание на правом рисунке явно оригинал, а на левом - подделка. Это же здание, а точнее его копия, мелькает и в других фрагментах погони. Кнопка "пауза" вам поможет найти его...

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Надеюсь, теперь вы видите, что все приведенные ниже кадры были сняты на одной и той же, бутафорской, улице, расположенной где-то в Великобритании. Почти на всех этих кадрах запечатлены акты разрушения автомобилей и зданий. Разумеется, создатели фильма Золотой глаз, в отличие от настоящего Джеймса Бонда, не могли позволить себе подобный вандализм на настоящих улицах Санкт-Петербурга. Вряд ли настоящая Британская МИ-6 покрыла бы их расходы. И все же они проделали великолепную работу. Как обычно...

© июнь 2000, март 2001, В.И.Павлов



Обратная связь

Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет


×