Перейти к содержанию

Таблица лидеров


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 08.02.2018 во всех областях

  1. 1 балл
    Давно хотел написать про "Стар Треки", но после отличного обзора от zvr2000 решил пересмотреть по порядку. Так вот, мне очень нравится именно первый "Стар Трек" Роберта Уайза. Возможно, привыкшему к современным блокбастерам зрителю фильм может показаться скучноватым и затянутым, но я считаю, что там очень верно схвачен тот же дух, что в "Космической одиссее" Кубрика, это ощущение столкновения человека с Неведомым, с загадочным и неподвластным человеческому разуму. И вряд ли стоит ругать фильм 1979-го года за спецэффекты 1979-го года, тем более, что смотрится это и сейчас совсем неплохо, а длинный пролёт через энергетическое поле "Виджера" даже завораживает. Тем неожиданней ответ, который мы получаем в финале, и он заставляет по новому взглянуть на всё увиденное. В общем, я считаю этот фильм отличной и умной научной фантастикой, что понятно, учитывая, что сюжет придумал неплохой фантаст Алан Дин Фостер, а научным консультантом фильма выступал Айзек Азимов. Три заслуженные номинации на "Оскар" - за лучшие декорации, лучшие визуальные эффекты и прекрасный саундтрек Джерри Голдсмита. А вот во втором "Стар Треке" научная составляющая ушла на второй план, отчего фильм смотрится традиционной космооперой. Что ж, это хорошая космоопера, местами напоминающая цикл Эдмонда Гамильтона про капитана Фьючера. Интересна задумка с проектом "Генезис", способным преобразовывать мёртвую материю в живую на уровне атомов, снова хорош саундтрек, на сей раз Джеймса Хорнера, и в целом фильм зрители приняли с гораздо большим энтузиазмом. Этот фильм можно считать первой частью трилогии, объединённой общим сюжетом. Но лично мне научный или гуманистический посыл "Стар Треков" всегда импонирует больше, чем стрелялки в космосе, поэтому не могу назвать фильм Николаса Мейера одним из своих любимых. Третий "Стар Трек" является прямым продолжением второго, и в целом принят более прохладно. Но мне он представляется более интересным. Как и все утопии, проект "Генезис" оборачивается неудачей, и это вполне логичное развитие задумки. Возможно, "мистическая" составляющая фильма с переселением души Спока смотрится немного надуманно. Но нельзя не признать, что Леонард Нимой отлично справился с режиссурой, с визуальными эффектами, декорациями и костюмами всё в полном порядке, вновь хорош саундтрек Джеймса Хорнера, и смотреть фильм совсем не скучно. Следуя примеру zvr2000, отдельно отмечу Кристофера Ллойда в роли командира клингонцев, он действительно очень забавен. А вот четвёртый "Стар Трек", он же третий в трилогии, всегда приводит меня в восторг. Во-первых, понятия не имею, как Леонард Нимой, выступивший на сей раз и как режиссёр, и как сценарист, и при этом традиционно сыгравший Спока, добился такого эффекта, но именно в 2286-м году ощущаешь себя как дома. А когда экипаж "Энтерпрайза" отправляется в 1986 год, то вместе с ними попадаешь не в своё время, а в их прошлое. Помимо того, что фильм очень умён и увлекателен, в нём вновь отлично передан эффект столкновения с чем-то чуждым и неподвластным человеческому пониманию, с загадочным объектом, пришедшим из неведомых глубин Вселенной, объектом, для которого земная цивилизация - не более, чем муравейник. Отличная идея с попыткой объекта вступить в контакт именно с китами. Ведь неспроста объём доступных нам сведений служит одним из показателей нашей разумности. Единицей объёма информации является бит (binary digit). Бит соответствует ответу "да" или "нет" на вопрос, не допускающий других вариантов ответа. Для выбора одной из 26 букв латинского алфавита требуется пять бит (2 умножить на 2 умножить на 2 умножить на 2 умножить на 2=32), что больше, чем 26. Объём словесной и графической информации, содержащейся во всех земных библиотеках, составляет порядка 10 в 17-й степени бит. Вполне вероятно, как писал астрофизик Карл Саган, в более старых мирах, где жизнь начала развиваться на миллиарды лет раньше, чем на Земле, накоплено 10 в 20-й или 30-й степени бит информации, причём совершенно иной информации. Так вот, если однажды внеземная цивилизация прибудет к нам, не сочтёт ли она доминирующим разумом именно китов, как это показано в фильме? Семьдесят миллионов лет назад предки китов, плотоядные млекопитающие, переселились с суши в океан. Зрение и обоняние в океанских глубинах не столь полезно, поэтому эволюция усовершенствовала другой канал восприятия - слух. Мы так и не понимаем истинную природу звуков, которые мы зовём китовыми песнями. Песня кита длится примерно от 15 минут до часа. Она может повторяться секунда в секунду, нота в ноту, абсолютно идентично. Бывает, что группа китов прерывает свою песню, покидая холодные зимние воды, а спустя полгода возвращается обратно и продолжает её с той же самой ноты, словно и не было этого перерыва. У китов отличная память. Но часто песни меняются, появляются новые. Иногда киты вместе поют одну песню, части которой могут изменяться в ходе совместного творчества. По словам того же Карла Сагана, если считать китовую песню тоновым языком, то объём информации в ней содержит 10 в шестой степени бит - примерно столько же содержится в "Илиаде" или "Одиссее". Да, киты не расщепляют атом, не запускают ракеты в космос, но как знать, возможно, как и в четвёртом "Стар Треке", именно в них пришельцы обнаружат братьев по разуму, а от нас отмахнутся, как от надоедливых паразитов. Повторюсь, что фильм очень глубок и гуманистичен. На протяжении 99,99 процентов времени истории китов люди не встречались им в океане. Всё это время киты развивали свою систему звуковой коммуникации. Финвал издаёт громкие звуки на частоте 20 герц (единица частоты, в случае звуковых колебаний - частота, при которой за одну секунду наших ушей достигает одна звуковая волна, один гребень и одна впадина). Согласно биологу Роджеру Пэйну, два кита могут связываться друг с другом на частоте 20 герц, где бы они ни находились, пусть один из них обретается у шельфового ледника Росса в Антрактике, а другой - возле Алеутских островов. И вот теперь китовая глобальная коммуникационная сеть разрушается. По мере увеличения торгового и военного флотов, шумовой фон в океане, особенно на частоте около 20 герц, становился всё более заметным. Расстояние, на которым киты связываются друг с другом, сокращается. Два века назад типичная дистанция, на которой финвалы могли слушать друг-друга, составляла 10 000 - 15 000 км. Сегодня она сократилась до нескольких сотен. Знают ли киты друг друга по именам? Могут ли узнавать друг друга по голосу? Существа, которые общались десятки миллионов лет, теперь по сути обречены на молчание. Но фильм поднял и куда более актуальную проблему - китобойный промысел. В 1986 году промышленный китобойный промысел был запрещён китобойной ассоциацией, а в 1994-м акватория Мирового океана, омывающая Антарктиду, объявлена китовым заповедником. Но четвёртый "Стар Трек" 1986-го обрисовал мрачную, но по сути очень реалистичную ситуацию, когда к 2286-му году все киты были истреблены, а внеземной разум, видимо, некогда уже вступавший в контакт с китами, не только не увидел в земной цивилизации объект для вступления в контакт, но и расценил её как вредителя, от которого проще всего избавиться. В общем, это отличный фильм, который меня всегда глубоко цепляет. И музыкальная тема Леонарда Розенмана великолепна. Четыре номинации на "Оскар" - лучшая операторская работа, лучший звук, лучший монтаж звука и лучший оригинальный саундтрек. Пятый "Стар Трек" принято ругать. На IMDB у него всего 5,4, то есть ниже плинтуса. И, пожалуй, Уильям Шетнер, вступивший в своеобразное соревнование с Леонардом Нимоем, и выступивший в роли режиссёра и сценариста, это соревнование проиграл, потому что фильм менее удачен, чем предыдущие. В начале фильма капитан Кирк, как справедливо заметил zvr2000 - один в один Итан Хант из начала второй "Миссии". Фильм очень неровен по динамике. В эпизоде операции "Энтерпрайза" по спасению заложников мы видим чуть ли не боевик с Арни или Слаем, а потом ритм резко меняется, и путешествие "Энтерпрайза" к центру Галактики наполнено психоделическими видениями. Но сам финал, когда они находят Бога, я бы не стал однозначно ругать. Это можно трактовать, конечно, и в духе "научного материализма" - а нет никакого Бога, шарахнем по суевериям из лазерной пушки. Но мне вспомнился умный роман болгарского писателя Павла Вежинова "Белый ящер". Там два персонажа ведут диалог: "Что Вы думаете о Боге? Ну, если не о Боге, то хотя бы о самой идее Бога?" "Это самая нелепая идея из всех, созданных человеком. Она, прежде всего, свидетельствует о его ограниченности и беспомощности. И, конечно, о мании величия." "Тогда какова, по-вашему, первопричина возникновения мира?" "А зачем она нужна, первопричина? Достаточно первоосновы. Во всяком случае, она никак не может быть неким огромным и всемогущим созданием." "Вы уверены, что во всей бесконечной Вселенной не найдётся места для такого создания?" "Может, и найдётся. Скажем, какой-нибудь колоссальный разум, огромный, как, допустим, солнце. Или как галактика. Но и он ни в коем случае не может быть первопричиной, а лишь продуктом." "А как, по-вашему, чем бы мог заниматься такой разум?" "Как, чем? Тем же, что и всякий другой. Размышлением". "И в конечном итоге просто бы лопнул, превратившись в какую-нибудь новую звезду." "Почему?" "От скуки. Или от безделья, всё равно. Такой огромный разум, наверное, в мгновение ока передумал бы все возможные мысли. Познал бы себя, за ничтожный отрезок времени просчитал бы варианты существования. И, самоисчерпавшись, стал бы работать вхолостую, пока, в конце-концов, не свихнулся бы. И лучшее, что он тогда бы смог сделать, это наброситься на другие звёзды и сгореть с ними и в них. Таким образом, он по крайней мере получил бы возможности возродиться заново через миллиарды лет." Вот лично я именно так расценил этого Бога - не как первопричину, а как продукт, и религиозные чувства тут можно оставлять в стороне, поскольку фильм их не задевает. В любом случае, и этот эпизод умнее многих голливудских развлекательных поделок. Плюс за возвращение Джерри Голдсмита и музыкальных тем из первого фильма. Шестой "Стар Трек". Здесь авторы отказались от какого-либо научного посыла, да и гуманистический состоит лишь в "ребята, давайте жить дружно". Николас Мейер, поставивший ранее второй фильм, вновь сделал акцент на развитие сюжета, и нельзя отрицать, что фильм в первый раз смотрится как эффектный фантастический космодетектив, или фантастический шпионский триллер. Сюжет столь лихо закручен, что когда становится ясен масштаб заговора, невольно даже нервничаешь, как же героям удастся выбраться из этой передряги. Фильм подводит итог приключениям капитана Кирка, Спока и всей старой команды. Последую примеру zvr2000 и отмечу Кристофера Пламмера в качестве клингонца и вулканианку Ким Кэтролл. Две номинации на "Оскар" - за грим и монтаж звука. Вот. А что до приключений капитана Жана-Люка Пикара, напишу в следующий раз.
×