Битломания

  • записей
    19
  • комментариев
    28
  • просмотра
    18 743

Часть I. Глава 15: WITH THE BEATLES (UK stereo LP)

Skaramanga

1 450 просмотров

22 ноября 1963 года: британский альбом WITH THE BEATLES (Parlophone PCS 3045) стерео-версия:

eeb8a9bdb631t.jpg 8b59d7382dabt.jpg

1. It Won’t Be Long

2. All I’ve Got To Do

3. All My Loving

4. Don’t Bother Me

5. Little Child

6. Till There Was You

7. Please Mister Postman

8. Roll Over Beethoven

9. Hold Me Tight

10. You Really Got A Hold On Me

11. I Wanna Be Your Man

12. Devil In Her Heart

13. Not A Second Time

14. Money (That’s What I Want)

Только ленивый не писал о том, что в день выхода в свет второго долгоиграющего диска Битлз в Далласе был убит президент США Джон Кеннеди. В самом деле, факт выхода пластинки освещался в британской прессе в тот день куда скуднее шокирующих новостей из Далласа, однако это никоим образом не повлияло на её успех. Ещё за две недели до этой даты было получено 270 000 предварительных заявок на приобретение диска, и ещё до окончания первой недели со дня его выхода была побита цифра в полмиллиона проданных экземпляров. Поэтому 18 ноября, за 4 дня до выхода пластинки, Битлз получили за неё «серебряный диск» (присуждаемый за 250 000 проданных копий)!

Лицевое фото на конверте выглядит невероятно стильно, да оно ко всему прочему ещё и мрачно-пророческое, если хотите. Не хотите? Ладно, не будем.

Второй британский лонгплэй Битлов был, по признанию Джорджа Мартина, первой попыткой музыкантов представить на суд публики авторский песенный сборник. Оригинального материала на долгоиграющую пластинку, увы, не хватило, и рядом с восемью сочинениями Леннона-Маккартни и Харрисона (!) соседствует шесть каверов, то есть – песен из чужого репертуара. По большому счёту, группа могла заменить эти шесть песен своими же треками с хит-синглов From Me To You и She Loves You, плюс будущий I Want To Hold Your Hand, и получилось бы как раз четырнадцать номеров. Но тут вмешался исключительно творческий принцип: порадуем своего слушателя целиком и полностью свежим материалом, и чтобы никаких повторов! В результате, как видите, все 14 треков помечены жирным красным шрифтом: это означает, что каждый из них появляется впервые именно здесь.

Стерео-панорама на этом лонгплее точно такая же, как на предыдущем (PLEASE PLEASE ME): инструментальное сопровождение слева, вокальные и прочие наложения – справа. Исключением является лишь последняя песня, Money (That’s What I Want), но о ней мы поговорим ниже. А сначала давайте послушаем первую сторону винила.

d45ffcac7991.jpg

IT WON’T BE LONG (ЭТО НЕНАДОЛГО): Лирический герой страдает от того, что любимая девушка его покинула и с предвкушением ожидает её возвращения, обещая быть шёлковым. Сатирическое настроение подкрепляет игра слов: It won’t be long till I belong to you (Быть твоим – это ненадолго). Структурно песня выглядит как попытка повторить успех She Loves You: здесь и узнаваемый рефрен «йе-йе-йе», и вокальный септ-аккорд под-старинку в финале, и знакомый гитарный хук, связывающий припевы с куплетами. Такого рода паразитирование на однажды найденной формуле для Битлз, к счастью, нетипично: в дальнейшем ребятам хватит и такта, и фантазии, чтобы двигаться вперёд без оглядки на прошлые достижения.

ALL I’VE GOT TO DO (ВСЁ, ЧТО МНЕ ОСТАЁТСЯ): Ещё одна история о самоотверженном возлюбленном подкаблучнике, которого «только позови» и он тут как тут. Неудивительно, что этот лукавый намёк многие британские девочки-поклонницы четверых ливерпульцев восприняли как прямой призыв к действию. Стилистически песня напоминает Anna (Go To Him) Артура Александра из первого битловского лонгплэя, да и поёт Джон в похожем стиле. Что до мелких шероховатостей, то стоит отметить постоянный и навязчивый скрип педали басового барабана: его слышно уже на второй секунде звучания и далее – до конца. На отметке 1:18-1:21 в правом канале слышно, как Пол зачем-то робко мычит на заднем плане. Странное спотыкание в партии бас-гитары на отметке 1:21 – результат либо этого самого отвлечённого мычания (хотя вокал писался наложением позже), либо – монтажной склейки.

ALL MY LOVING (ВСЮ МОЮ ЛЮБОВЬ): Всё, что было до сих пор, можно считать лишь приятным прологом к пластинке, однако начиная с третьей вещи настроение слушателя взлетает вверх на несколько порядков. Однозначно бомба, All My Loving совершенно не похожа ни на одно из прежних сочинений Леннона-Маккартни. Маргинальная самобытность её, выраженная в отказе от блюзовых мелодических традиций, заставляет признать, что мёрзи-бит стоило придумать хотя бы ради одной этой песни. Тем любопытнее факт, что изначально All My Loving шла от текста: мелодия в ней вторична, Маккартни сначала написал стихи, и лишь потом подобрал на пианино подходящее лирике сопровождение. В практике Пола Маккартни, этого божественного мелодиста, такое и в дальнейшем будет встречаться крайне редко. Перед нами самый настоящий шедевр, скромно спрятанный в недрах долгоиграющего диска, а будь эта песня издана синглом, сколько фунтов стерлингов она бы принесла! Тем приятнее, наверное, поговорить о шероховатостях, напоминающих нам о том, что не боги горшки обжигают. Во время гитарного соло (1:02-1:11) уровень громкости тарелок становится ощутимо выше: очевидно здесь вставлен кусок из другого дубля. Но это цветочки, приготовьтесь к истинному потрясению! Сразу же после гитарного соло в начале последнего куплета внимательно прислушайтесь к басовой линии: на отметке 1:19 Пол Маккартни ни с того ни с сего вдруг промазывает мимо нужного лада и берёт фальшивую ноту!

DON’T BOTHER ME (НЕ БЕСПОКОЙТЕ МЕНЯ): Наш лирический герой снова брошен любимой девушкой: он предпочитает переживать эту драму в одиночестве и просит прочих особей женского пола до поры до времени его не беспокоить. Дебют Джорджа Харрисона в качестве автора вышел вполне достойным, пусть и не настолько впечатляющим, как у его старших собратьев по группе. Запись, однако, далась далеко не с первого раза: после того как была безуспешно опробована одна версия аранжировки, в альбом вошёл её римейк. К особенностям аранжировки следует отнести разнообразную партию перкуссионных. На третьей секунде в правом канале слышно, как Джордж произносит что-то вроде “too fast” (слишком быстро).

LITTLE CHILD (ДЕТКА): Лирический герой, «печальный и одинокий», приходит на танцплощадку, чтобы закадрить кого-нибудь. Солирующим музыкальным инструментом здесь снова становится губная гармошка, но это её единственное появление во всём альбоме! Инструментальный проигрыш, звездой которого она является, явно врезан из другого дубля: обратите внимание на резкие переходы в 0:54 и 1:12 – здесь даже стереопанорама радикально меняется.

TILL THERE WAS YOU (ПОКА БЫЛА ТЫ): Первый кавер на этом лонгплее сходу демонстрирует возросший исполнительский уровень четвёрки: идеальный вокал Маккартни, лаконичные гитарные арпеджио Харрисона (а какое соло!), мастерская ритм-секция, «африканские» барабаны Ринго Старра – эта запись идеально вписалась бы в их третий британский лонгплей A HARD DAY’S NIGHT! Безупречное исполнение, не придерёшься. Дело за малым: научиться самим сочинять такого же класса и уровня композиции (осталось совсем недолго!).

PLEASE MISTER POSTMAN (ПОЖАЛУЙСТА, МИСТЕР ПОЧТАЛЬОН!): Второй кавер, и ещё одно классическое исполнение в очень, кстати, битловском духе. Настолько, что многие непосвящённые слушатели уверены, что это родное сочинение Леннона-Маккартни. Отнюдь. Тема песни вполне подходит этому альбому: лирический герой томится в ожидании весточки от своей любимой, и «мистер почтальон» становится заложником его любовной ломки. Стоит в первую и главную очередь отметить страстный лидер-вокал Джона Леннона. Настолько неистовый, что исполнитель пару раз путается в словах. Так, уже на 25-й секунде вместо строчки “There must be some mail today” он пропевает что-то вроде “There must be some merzin day”. А на отметке 2:12 в попытке одновременно пропеть два разных слога "Deliver the letter, the sooner the better/You gotta", выдаёт вместо “the better” нечто вроде “le bet”.

Аккуратно переворачиваем, сдувая пылинки…

7fb5a7208e1d.jpg

ROLL OVER BEETHOVEN (ПЕРЕВЕРНИСЬ В ГРОБУ, БЕТХОВЕН!): Вторую сторону винила открывает хулиганский рок-н-ролл Чака Берри в не менее хулиганском исполнении Джорджа Харрисона. Сравните этот кавер с оригиналом, и вы заметите, что первые десять секунд гитарного соло в исполнении Джорджа не идут ни в какое сравнение с аналогичной работой Чака. Впрочем, остальная часть битловского инструментала – вполне на уровне. В дальнейшем Битлз будут неоднократно исполнять этот номер вживую, и всякий раз партия ударных будет отличаться в лучшую сторону. В студийной же версии песни работа Ринго не блещет какими-то интересными находками.

Странно звучит междометие "ууууу" (1:28): словно бы у Джорджа не хватило «бензина» и кто-то другой допел это "ууууу" за него. Или – монтаж? Финальный аккорд (2:40) настолько явно «не отсюда», что сомнений в монтаже не возникает.

HOLD ME TIGHT (ОБНИМИ МЕНЯ КРЕПКО): Как явствует из кредитов на задней стороне конверта и на ярлыке второй стороны винила, перед нами авторское сочинение Леннона-Маккартни. Увы, на сей раз это не доставляет особого удовольствия. Песня, которую Битлз попытались записать ещё в феврале для своего дебютного лонгплэя (черновой оригинал не сохранился), и в виде римейка звучит малоубедительно: исступлённая кричалка. В запевах (0:03, 1:12 и 1:52) вокалисты никак не могут договориться друг с другом: у Леннона мы слышим: " It feels so right, so hold me tight", а у Пола: "It feels so right, now hold me tight". В результате постоянно имеем: "It feels so right, sow hold me tight". На отметке 1:27 Джордж не


1


2 комментария


ALL MY LOVING (ВСЮ МОЮ ЛЮБОВЬ): Я, конечно, могу ошибаться, но кажется инструментальная обработка этой вещи долгие годы служила заставкой к передаче "Вокруг смеха".

HOLD ME TIGHT (ОБНИМИ МЕНЯ КРЕПКО): Зажрались, вы, сударь. "Исступленная кричалка". Не согласен! 

0

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

ОК, постараюсь в дальнейшем не быть столь категоричным.

 

Да, была в передаче "Вокруг смеха" такая рубрика с каким-нибудь забавным фотоэтюдом, к которому зрителям в зале предлагалось придумать смешную подпись, и в конце передачи лучшие версии зачитывались со сцены. Рубрика называлась "Что бы это значило?" и в заставке к ней звучала приджазованная обработка All My Loving. В моём наивном детстве даже ходила такая байка, что эта песня Битлз так и называется, "Что бы это значило?" Оказалось, всё куда проще.

0

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас