Битломания

  • записей
    19
  • комментариев
    28
  • просмотров
    18 726

Об этом блоге

Записи в этом блоге

Skaramanga

9 (по некоторым данным – 15) декабря 1963 года: британский флекси-диск THE BEATLES' CHRISTMAS RECORD (Lyntone LYN 492)

d8e11d87f677t.jpg 57412a41093ct.jpg

a2be72dbd05c.jpg c279a0e1cc7b.jpg

be05f3e4b486t.jpg

Начиная с 1963 года Битлз положили традицию записывать и распространять через свой официальный фан-клуб специальные флекси-диски с новогодними поздравлениями поклонникам. Для справки: флекси-диск – это такая гибкая пластинка размером с сингл. Кто ещё помнит времена СССР – точно такие же пластинки с 1964 по 1991 год входили в комплект музыкального журнала «Кругозор» (а был ещё детский журнал "Колобок" :)). Иногда гибкие пластинки - в лёгких бумажных конвертах - продавались и в розницу. Встречались они самого разного цвета: чаще – синего, реже – красного и чёрного, ещё реже – жёлтого. За рубежом флекси-диски использовались как правило в качестве аудио-сопровождения к печатной продукции – главным образом благодаря их дешёвому производству. К недостаткам такого формата можно отнести как излишне лёгкий вес (нередко пластинка застревала под тяжестью иглы проигрывателя), так и слишком быстрый износ материала: после нескольких прослушиваний пластинка начинала шуршать, забивая громким шорохом записанную фонограмму. К сожалению, мастер-ленты с рождественскими посланиями Битлз в массе своей не сохранились, и более менее сносные оцифровки с гибких пластинок являются сегодня единственной возможностью прикоснуться к документу.

03019c6e5803.jpg

Первая рождественская запись группы состояла из комического исполнения куплетов народной песни Good King Wenceslas, инивидуальных дурашливых поздравлений от каждого из четвёрки и заключительной хулиганской импровизации под названием Rudolph the Red-Nosed Ringo. Первым с благодарственной речью выступает Джон, затем его сменяет Пол, который благодарит фанатов за присылаемые мармеладные конфетки и тут же заявляет, что четвёрка их больше не ест. Далее торжественное слово держит Ринго, и завершает благодарственный спич Джордж, который в частности поминает добрым словом работниц фан-клуба. На оборотной стороне обложки, кстати, запечатлены две из них – Беттина Роуз и Энн Коллингэм. Запись датируется 17 октября 1963 года; в тот же день Битлз записали обе песни для сингла I Want To Hold Your Hand.

Как и следующие релизы данной серии, этот не предназначался для продажи, а рассылался членам фан-клуба бесплатно в обычных бумажных конвертах с предостережением: "Не сгибать!"

1fde1f064867.jpg

Автором идеи и сценаристом первого выпуска выступил битловский пресс-агент Тони Барроу. Пластинка вкладывалась в жёлтую бумажную обложку, на развороте которой красовалось обращение к членам Фан-клуба. Причём, обратите внимание: в ближайшие планы четвёрки включены январские парижские гастроли и съёмки первого игрового фильма в феврале, но – ни слова о будущей поездке в Америку!

Тираж этого семи-дюймового диска составил 25 тысяч копий. Скорость воспроизведения: 33 1/3 оборота в минуту. Хронометраж записи: 5:00 минут (использовалась только одна сторона, вторую оставили пустой). К слову выпуск такой редкой пластинки подогрел ещё больший интерес к Битлз среди британской молодёжи, и количество желающих вступить в ряды фан-клуба мгновенно возросло. В феврале 1964 года фан-клуб был вынужден увеличить тираж ещё на 5 тысяч экземпляров, однако в целях экономии времени на производство и доставку, эта партия рассылалась вновь обращённым уже без обложек.

Официального цифрового издания от Apple данный релиз не удостаивался.

Skaramanga

29 ноября 1963 года: британский сингл I Want To Hold Your Hand / This Boy (Parlophone R 5084)

5182b526355at.jpg 55bf66fd2098t.jpg

Пятый британский сингл и – первый, проданный в Англии по одним лишь предварительным заявкам в количестве одного миллиона копий! Не удивительно, что он пулей влетел в британский хит-парад, потеснив недавно вновь вернувшуюся на первое место She Loves You. Впервые в истории британского хит-парада синглы Битлз оказались одновременно на 1 и 2 месте! По статистике, I Want To Hold Your Hand пробыл в английском хит-параде 21 неделю, 5 из которых – на 1-м месте.

f3f547e43495.jpg

I WANT TO HOLD YOUR HAND (Я ХОЧУ ДЕРЖАТЬ ТЕБЯ ЗА РУКУ): На первый взгляд очень простая и вместе с тем впечатляющая бодрая позитивная баллада, своеобразное признание в любви девушке, с которой так хорошо бывать вместе, что уже от одного прикосновения к её руке лирическому герою сносит башню. Принято считать, что добавив в аранжировку акустическую гитару, Битлз намеренно сделали звучание песни «проамериканским», чтобы заокеанские товарищи наконец-то обратили на них внимание. Всё может быть: случайностей, как говорится, не бывает. Однако совпадения тоже иной раз поразительны: ливерпудлийский акцент ребят многие американцы примут в скором времени за свой, а их необычное произношение заставит уловить в текстах песен некий «подтекст». Неудивительно, что невинную фразу “I can’t hide” (мне не скрыть) кое-кто за океаном, а именно Боб Дилан, расслышал как “I get high” (я торчу) и сделал вывод, что ребятки «в теме». А ребятки тем временем даже не ведали, о какой «теме» речь.

А теперь нечто, о чём вы наверняка даже не догадывались, хоть и слушали эту песню миллион раз. Ну так послушайте в миллион первый. В аранжировку песни введён инструмент, благодаря которому хит, по сути, и состоялся. Его звучание обеспечивает песне богатую текстуру, но вот незадача: во время живых исполнений Битлз использовать этот инструмент не могли, а без него эффект от песни был уже не тот. Имеет смысл сказать спасибо Джорджу Мартину за блестящую идею... "положить" поверх ритм-гитары Джона партию органа Хэммонд! Вероятно, эта мысль пришла Мартину после того, как орган был успешно применён на записи I Wanna Be Your Man. Здесь у него функция посложнее: в куплетах орган Хэммонд поддерживает ритм-гитару Леннона, в спокойных средних куплетах - бас-гитару Маккартни, а во время "I can't hide, I can't hide, I can't haaaaaa-ide" - помогает нагнетать атмосферу. Благодаря тщательно продуманной аранжировке, I Want To Hold Your Hand является студийным шедевром, и это отнюдь не громкие слова.

Что касается нюансов вокального исполнения, то не всё так гладко, как хотелось бы. Уже на 33 секунде в двухголосии Джона и Пола начинаются расхождения: "You'll/And let me be your man", затем на 44 секунде: "I/You'll let me hold your hand". На отметке 1:22 после слова "something" кто-то зачем-то повторно произносит это слово шёпотом (в стереомиксе будет слышно отчётливее - в правом канале). А в следующей строчке Джон, по обыкновению, забывает текст и пропевает нечто вроде "balum-a-lumba Haaand". Хотя, говорят, когда однажды в 1972-м некто Стюарт Хёрш поймал Леннона в лифте Дворца правосудия в Уайт Плэйнс, он потребовал у экс-битла ответа в том числе и на этот болезненный вопрос, и Джон признался, что пропел тогда "I'm not gonna hold your hand". Хм... Но можно ли в данном случае верить Леннону? Или... Стюарту Хёршу, кем бы он ни был?

62f92865f324.jpg

THIS BOY (ЭТОТ ПАРЕНЬ): Ещё одна полуакустическая баллада, на сей раз менее бравурная, но до чего же красивая! И такой песне уготовили бесславную судьбу Би-сайда! Пройдут долгие годы, прежде чем благодаря популярным в народе сборникам новое поколение слушателей откроет для себя эту песню, а во второй половине 60-х и до конца 70-х её уже мало кто помнил, ведь кроме этой пластинки её негде больше было отыскать.

На 19-й секунде перед строчкой "He'll regret it someday" кто-то один вставляет слово "though" (по голосу похоже на Леннона, "знатока" битловских текстов).

Обратите внимание на грубую монтажную склейку после среднего куска в страстном вокальном исполнении Джона и перед самым последним куплетом (1:28). Похоже, отсюда вырезали какой-то фрагмент записи (инструментальный проигрыш?).

Видимо, из опаски лишиться мастер-лент, как в случае с She Loves You / I’ll Get You, в один день с монофоническим микшированием (21 октября 1963 года) было осуществлено и сведение обеих песен в стерео. Очевидно, результат стерео-микширования мастерам с EMI/Parlophone не понравился, и они задвинули его куда подальше. Впрочем, эти стерео-миксы ещё всплывут… в 1976 году и позже (тогда мы их и обсудим).

Первое цифровое издание обоих треков в их оригинальном монофоническом виде произошло в 1989 году на CD-сингле от EMI. В 2009-м оригинальные моно-миксы I Want To Hold Your Hand и This Boy были включены в альбом MONO MASTERS (6 84958 2) из белого моно-бокса: сегодня проще всего отыскать их именно там – ко всему прочему, там они отлично звучат.

Skaramanga

22 ноября 1963 года: британский альбом WITH THE BEATLES (Parlophone PMC 1206) моно-версия:

19532a23e296t.jpg 6050ecabe314t.jpg

1. It Won’t Be Long

2. All I’ve Got To Do

3. All My Loving

4. Don’t Bother Me

5. Little Child

6. Till There Was You

7. Please Mister Postman

8. Roll Over Beethoven

9. Hold Me Tight

10. You Really Got A Hold On Me

11. I Wanna Be Your Man

12. Devil In Her Heart

13. Not A Second Time

14. Money (That’s What I Want)

48b322b68d91.jpg

И в стерео, и в моно-версиях It Won’t Be Long был использован монтаж, предположительно во время заключительной строчки: слово "belong" в моно звучит короче, чем в стерео.

В Little Child в момент «исчезновения» губной гармошки (1:12) резко падает уровень громкости.

c26944ed405d.jpg

В моно-миксе Hold Me Tight во время заключительного "you you you" отсутствует бэк-вокал, который был слышен в стерео.

В моно-миксе You Really Got A Hold On Me инструментальная дорожка звучит недостаточно громко вплоть до слов "oh ho ho you treat me badly", после чего выравнивается (в стерео, как уже упоминалось, тоже имеются странные скачки в уровне громкости, но – на других участках).

Больше всего заметных отличий в песне Money (That’s What I Want): здесь в моно слышны звуки, которых нет в стерео, и наоборот. Рояльное вступление в каждом миксе звучит по-своему; ритм-гитара, резко вступающая на шестой секунде в моно-миксе, в стерео была практически не слышна; и кроме того в моно с самого начала присутствует некое ритмичное постукивание, напоминающее метроном. Рояльное сопровождение в стерео намного отчётливее, в моно же громче звучит гитара. Марк Льюисон в своей знаменитой книге “The Beatles Recording Sessions” пишет, что моно-микс Money был получен путём соединения 6 дубля (подписанного на катушке как «рояльная монтажная вклейка») с дублем 7 (помеченным как «законченный дубль»), причём, оба дубля были записаны в один день, 18 июля 1963 года. Стерео микс же был создан целиком из 7 дубля, который, по всей видимости, включал в себя бесчисленные рояльные наложения, записанные 30 сентября. Таким образом, проясняется, что вступление с постукиванием (моно-микс) взято из 6 дубля, а отчётливая рояльная партия на протяжении всей песни (стерео) – это наложение от 30 сентября. Однако это объясняет далеко не всё. Например, почему в моно-миксе гитара звучит громче? Самый же сложный вопрос: почему в стерео-миксе дорожка с вокалом и хлопками сведена по центру (в отличие от всех остальных песен альбома)? Льюисон пишет, что стерео-микс Money – это два отдельных моно-микса, одновременно звучащих в разных каналах. В то же самое время и он, и Джордж Мартин упоминают, что до 1967 года на EMI всё ещё не было техники, позволявшей идеально синхронизировать обе ленты в одну. Скорости обеих лент могли совпадать лишь в течение нескольких секунд, после чего неизбежно начиналось расхождение (до наступления всемогущей цифровой эры оставалось ещё, по крайней мере, четверть века). Студийная документация проливает немного света на эту тёмную историю: в ней упоминается, что на сведение Money в стерео 30 октября 1963 года звукотехникам понадобилось целых три часа! Очень может быть, что песня синхронизировалась короткими фрагментами, которые затем были склеены воедино.

Лидер-вокал Джона в моно-миксе обработан иначе и звучит резче, а на 18-й секунде на слове “free” неожиданно возникает флэнжер-эффект.

Как и в случае со стерео-версией, на ярлыке и на обороте конверта первого тиража пластинки название третьего трека на второй стороне было по ошибке указано как You Really Gotta Hold On Me, а издателем заключительного трека Money значилась организация Jobete Mus. NCB. При изготовлении следующего тиража ошибку с названием исправили, а издателями Money указали Dominion. Belinda (Ldn.) Ltd.

В 1987 году моно-версия пластинки была впервые издана на CD (EMI CDP 7 46436 2), а в 2009-м пришла очередь для ремастера (EMI 6 99453 2).

Skaramanga

22 ноября 1963 года: британский альбом WITH THE BEATLES (Parlophone PCS 3045) стерео-версия:

eeb8a9bdb631t.jpg 8b59d7382dabt.jpg

1. It Won’t Be Long

2. All I’ve Got To Do

3. All My Loving

4. Don’t Bother Me

5. Little Child

6. Till There Was You

7. Please Mister Postman

8. Roll Over Beethoven

9. Hold Me Tight

10. You Really Got A Hold On Me

11. I Wanna Be Your Man

12. Devil In Her Heart

13. Not A Second Time

14. Money (That’s What I Want)

Только ленивый не писал о том, что в день выхода в свет второго долгоиграющего диска Битлз в Далласе был убит президент США Джон Кеннеди. В самом деле, факт выхода пластинки освещался в британской прессе в тот день куда скуднее шокирующих новостей из Далласа, однако это никоим образом не повлияло на её успех. Ещё за две недели до этой даты было получено 270 000 предварительных заявок на приобретение диска, и ещё до окончания первой недели со дня его выхода была побита цифра в полмиллиона проданных экземпляров. Поэтому 18 ноября, за 4 дня до выхода пластинки, Битлз получили за неё «серебряный диск» (присуждаемый за 250 000 проданных копий)!

Лицевое фото на конверте выглядит невероятно стильно, да оно ко всему прочему ещё и мрачно-пророческое, если хотите. Не хотите? Ладно, не будем.

Второй британский лонгплэй Битлов был, по признанию Джорджа Мартина, первой попыткой музыкантов представить на суд публики авторский песенный сборник. Оригинального материала на долгоиграющую пластинку, увы, не хватило, и рядом с восемью сочинениями Леннона-Маккартни и Харрисона (!) соседствует шесть каверов, то есть – песен из чужого репертуара. По большому счёту, группа могла заменить эти шесть песен своими же треками с хит-синглов From Me To You и She Loves You, плюс будущий I Want To Hold Your Hand, и получилось бы как раз четырнадцать номеров. Но тут вмешался исключительно творческий принцип: порадуем своего слушателя целиком и полностью свежим материалом, и чтобы никаких повторов! В результате, как видите, все 14 треков помечены жирным красным шрифтом: это означает, что каждый из них появляется впервые именно здесь.

Стерео-панорама на этом лонгплее точно такая же, как на предыдущем (PLEASE PLEASE ME): инструментальное сопровождение слева, вокальные и прочие наложения – справа. Исключением является лишь последняя песня, Money (That’s What I Want), но о ней мы поговорим ниже. А сначала давайте послушаем первую сторону винила.

d45ffcac7991.jpg

IT WON’T BE LONG (ЭТО НЕНАДОЛГО): Лирический герой страдает от того, что любимая девушка его покинула и с предвкушением ожидает её возвращения, обещая быть шёлковым. Сатирическое настроение подкрепляет игра слов: It won’t be long till I belong to you (Быть твоим – это ненадолго). Структурно песня выглядит как попытка повторить успех She Loves You: здесь и узнаваемый рефрен «йе-йе-йе», и вокальный септ-аккорд под-старинку в финале, и знакомый гитарный хук, связывающий припевы с куплетами. Такого рода паразитирование на однажды найденной формуле для Битлз, к счастью, нетипично: в дальнейшем ребятам хватит и такта, и фантазии, чтобы двигаться вперёд без оглядки на прошлые достижения.

ALL I’VE GOT TO DO (ВСЁ, ЧТО МНЕ ОСТАЁТСЯ): Ещё одна история о самоотверженном возлюбленном подкаблучнике, которого «только позови» и он тут как тут. Неудивительно, что этот лукавый намёк многие британские девочки-поклонницы четверых ливерпульцев восприняли как прямой призыв к действию. Стилистически песня напоминает Anna (Go To Him) Артура Александра из первого битловского лонгплэя, да и поёт Джон в похожем стиле. Что до мелких шероховатостей, то стоит отметить постоянный и навязчивый скрип педали басового барабана: его слышно уже на второй секунде звучания и далее – до конца. На отметке 1:18-1:21 в правом канале слышно, как Пол зачем-то робко мычит на заднем плане. Странное спотыкание в партии бас-гитары на отметке 1:21 – результат либо этого самого отвлечённого мычания (хотя вокал писался наложением позже), либо – монтажной склейки.

ALL MY LOVING (ВСЮ МОЮ ЛЮБОВЬ): Всё, что было до сих пор, можно считать лишь приятным прологом к пластинке, однако начиная с третьей вещи настроение слушателя взлетает вверх на несколько порядков. Однозначно бомба, All My Loving совершенно не похожа ни на одно из прежних сочинений Леннона-Маккартни. Маргинальная самобытность её, выраженная в отказе от блюзовых мелодических традиций, заставляет признать, что мёрзи-бит стоило придумать хотя бы ради одной этой песни. Тем любопытнее факт, что изначально All My Loving шла от текста: мелодия в ней вторична, Маккартни сначала написал стихи, и лишь потом подобрал на пианино подходящее лирике сопровождение. В практике Пола Маккартни, этого божественного мелодиста, такое и в дальнейшем будет встречаться крайне редко. Перед нами самый настоящий шедевр, скромно спрятанный в недрах долгоиграющего диска, а будь эта песня издана синглом, сколько фунтов стерлингов она бы принесла! Тем приятнее, наверное, поговорить о шероховатостях, напоминающих нам о том, что не боги горшки обжигают. Во время гитарного соло (1:02-1:11) уровень громкости тарелок становится ощутимо выше: очевидно здесь вставлен кусок из другого дубля. Но это цветочки, приготовьтесь к истинному потрясению! Сразу же после гитарного соло в начале последнего куплета внимательно прислушайтесь к басовой линии: на отметке 1:19 Пол Маккартни ни с того ни с сего вдруг промазывает мимо нужного лада и берёт фальшивую ноту!

DON’T BOTHER ME (НЕ БЕСПОКОЙТЕ МЕНЯ): Наш лирический герой снова брошен любимой девушкой: он предпочитает переживать эту драму в одиночестве и просит прочих особей женского пола до поры до времени его не беспокоить. Дебют Джорджа Харрисона в качестве автора вышел вполне достойным, пусть и не настолько впечатляющим, как у его старших собратьев по группе. Запись, однако, далась далеко не с первого раза: после того как была безуспешно опробована одна версия аранжировки, в альбом вошёл её римейк. К особенностям аранжировки следует отнести разнообразную партию перкуссионных. На третьей секунде в правом канале слышно, как Джордж произносит что-то вроде “too fast” (слишком быстро).

LITTLE CHILD (ДЕТКА): Лирический герой, «печальный и одинокий», приходит на танцплощадку, чтобы закадрить кого-нибудь. Солирующим музыкальным инструментом здесь снова становится губная гармошка, но это её единственное появление во всём альбоме! Инструментальный проигрыш, звездой которого она является, явно врезан из другого дубля: обратите внимание на резкие переходы в 0:54 и 1:12 – здесь даже стереопанорама радикально меняется.

TILL THERE WAS YOU (ПОКА БЫЛА ТЫ): Первый кавер на этом лонгплее сходу демонстрирует возросший исполнительский уровень четвёрки: идеальный вокал Маккартни, лаконичные гитарные арпеджио Харрисона (а какое соло!), мастерская ритм-секция, «африканские» барабаны Ринго Старра – эта запись идеально вписалась бы в их третий британский лонгплей A HARD DAY’S NIGHT! Безупречное исполнение, не придерёшься. Дело за малым: научиться самим сочинять такого же класса и уровня композиции (осталось совсем недолго!).

PLEASE MISTER POSTMAN (ПОЖАЛУЙСТА, МИСТЕР ПОЧТАЛЬОН!): Второй кавер, и ещё одно классическое исполнение в очень, кстати, битловском духе. Настолько, что многие непосвящённые слушатели уверены, что это родное сочинение Леннона-Маккартни. Отнюдь. Тема песни вполне подходит этому альбому: лирический герой томится в ожидании весточки от своей любимой, и «мистер почтальон» становится заложником его любовной ломки. Стоит в первую и главную очередь отметить страстный лидер-вокал Джона Леннона. Настолько неистовый, что исполнитель пару раз путается в словах. Так, уже на 25-й секунде вместо строчки “There must be some mail today” он пропевает что-то вроде “There must be some merzin day”. А на отметке 2:12 в попытке одновременно пропеть два разных слога "Deliver the letter, the sooner the better/You gotta", выдаёт вместо “the better” нечто вроде “le bet”.

Аккуратно переворачиваем, сдувая пылинки…

7fb5a7208e1d.jpg

ROLL OVER BEETHOVEN (ПЕРЕВЕРНИСЬ В ГРОБУ, БЕТХОВЕН!): Вторую сторону винила открывает хулиганский рок-н-ролл Чака Берри в не менее хулиганском исполнении Джорджа Харрисона. Сравните этот кавер с оригиналом, и вы заметите, что первые десять секунд гитарного соло в исполнении Джорджа не идут ни в какое сравнение с аналогичной работой Чака. Впрочем, остальная часть битловского инструментала – вполне на уровне. В дальнейшем Битлз будут неоднократно исполнять этот номер вживую, и всякий раз партия ударных будет отличаться в лучшую сторону. В студийной же версии песни работа Ринго не блещет какими-то интересными находками.

Странно звучит междометие "ууууу" (1:28): словно бы у Джорджа не хватило «бензина» и кто-то другой допел это "ууууу" за него. Или – монтаж? Финальный аккорд (2:40) настолько явно «не отсюда», что сомнений в монтаже не возникает.

HOLD ME TIGHT (ОБНИМИ МЕНЯ КРЕПКО): Как явствует из кредитов на задней стороне конверта и на ярлыке второй стороны винила, перед нами авторское сочинение Леннона-Маккартни. Увы, на сей раз это не доставляет особого удовольствия. Песня, которую Битлз попытались записать ещё в феврале для своего дебютного лонгплэя (черновой оригинал не сохранился), и в виде римейка звучит малоубедительно: исступлённая кричалка. В запевах (0:03, 1:12 и 1:52) вокалисты никак не могут договориться друг с другом: у Леннона мы слышим: " It feels so right, so hold me tight", а у Пола: "It feels so right, now hold me tight". В результате постоянно имеем: "It feels so right, sow hold me tight". На отметке 1:27 Джордж не

Skaramanga

1 ноября 1963 года: британский макси-сингл THE BEATLES (No. 1) (Parlophone GEP 8883)

4039f8dd14a8t.jpg 4d1c926bd9cft.jpg

1. I Saw Her Standing There

2. Misery

3. Anna (Go To Him)

4. Chains

А вот в Англии всё идёт по плану. Третий официальный макси-сингл Битлз занял второе место в хит-параде EP, уступив верхнюю строчку предыдущему релизу THE BEATLES’ HITS, который на тот момент всё ещё находился в фаворе. 29 недель в хит-параде EP-пластинок и 12 недель в хит-параде синглов (наивысшая позиция: 19).

Судя по названию, все последующие макси-синглы Битлз планировалось попросту нумеровать, но к счастью, этого не произошло, и последующим релизам данного формата предпочли придумывать оригинальные названия. В этот EP-диск вошли стандартные моно-миксы.

Авторство песен указано «по старинке»: как на первоисточниках.

c1284059c2b0.jpg

eaba4e11e386.jpg

Итог: менее чем за год Битлз продали (в одной Великобритании) 7 миллионов пластинок!!!

Skaramanga

16 сентября 1963 года: американский сингл She Loves You / I’ll Get You (Swan 4152)

06b926ed153a.jpg 281705f3e558.jpg

644319fdb310.jpg 47cf7b33fb13.jpg

После того как Vee Jay ничего не получила с продаж Please Please Me и From Me To You (кавер-версия которой в исполнении Дел Шеннон принесла и то больше прибыли), фирма отказалась продолжать занятия благотворительностью. После расторжения контракта Брайан Эпстайн снова попытался достучаться до Capitol, и снова безуспешно. Decca, RCA и Columbia также не проявили интереса. В конце концов, Эпстайну удалось выйти на филадельфийский лейбл Swan, изъявивший желание попытать счастья с ливерпудлийцами. Молва о том, что She Loves You создала битломанию у себя на родине, воодушевила филадельфийцев. До них дошли сведения, что в Британии на концертах Битлз половина зрительного зала орёт так, что не слышно музыки, а другая половина тихо теряет сознание. В надежде на фурор американцы издали синглом She Loves You, Billboard откликнулись на пластинку хвалебной заметкой, но продать удалось лишь около тысячи копий, и пластинка пролетела мимо хит-парада. К слову, продавалась она в безликом бесцветном конверте, сканов которого нет смысла представлять вашему вниманию. Тем не менее обратите внимание на текст, напечатанный на белых ярлыках с обеих сторон - "Don't drop out" - воззвание к малолетним американским оболтусам не забрасывать школьное обучение.

Skaramanga

6 сентября 1963 года: британский макси-сингл THE BEATLES’ HITS (Parlophone GEP 8880)

b8d8768d5a23t.jpg 5e092e3a8eeat.jpg

1. From Me To You

2. Thank You Girl

3. Please Please Me

4. Love Me Do

Второй официальный макси-сингл Битлз, содержащий три первых хит-сингла и один Би-сайд (Thank You Girl), прервал 64-недельное царствование TWIST AND SHOUT на вершине британского хит-парада EP-пластинок, заняв первое место всего на три недели, после чего сдал позиции, но оставался в параде в течение ещё 40 недель. В хит-параде синглов он пробыл 18 недель, наивысшая позиция: 14. Лицевое фото на обложке нам уже знакомо по штатовскому альбому INTRODUCING THE BEATLES; здесь, оно, к счастью, дано в нормальном виде и в полном размере.

В этот EP вошли стандартные моно-миксы (Love Me Do – альбомная версия с Энди Уайтом).

cf0a35a1b943.jpg

3b8b0754da8b.jpg

Авторство песен здесь указано «по старинке», как на первоисточниках. Исключение составляет лишь Love Me Do, которую зачем-то тоже подписали как "McCartney-Lennon" – видимо, за компанию.

Skaramanga

23 августа 1963 года: британский сингл She Loves You / I’ll Get You (Parlophone R 5055)

d08040013bbdt.jpg ae6c7662f30at.jpg

e506eae3b889.jpg

SHE LOVES YOU (ОНА ТЕБЯ ЛЮБИТ): С появления этой песни, собственно, и началась Битломания. Неудивительно: ураганный бит, зажигательная мелодия, эйфоричное исполнение и, плюс ко всему, пара-тройка столь необходимых для успеха фишек: отход от традиционного «я тебя люблю» к непривычному «она тебя любит», жаргонное «йе-йе-йе» вместо литературного «да-да-да», высокие вопли “woooooo!!!!” перед каждым припевом, а в самой коде изобретательный вокальный септ-аккорд «под-старинку», и при всём при том - полное отсутствие губной гармошки!

Количество записанных дублей She Loves You и I'll Get You доподлинно неизвестно: очень скоро после записи оригинальная сессионная лента загадочным образом исчезла из архивов EMI! Кто-то очень предприимчивый её прикарманил, и так хорошо заныкал, что мастер-лента не найдена до сих пор. Что сделало невозможным в будущем смастерить из обеих песен стерео-миксы, не говоря уже о том, чтобы заново свести She Loves You хотя бы в моно. А ведь это было бы чертовски уместно, ибо вся песня буквально испещрена склейками, режущими слух. Так, на отметке 1:02 между "glaaaad" и "wooooooo" резко меняется характер звучания тарелок. В третьем куплете до и после строчки "pride can hurt you too, apologize to her" (1:22-1:30) отчётливо слышны две неуклюжие монтажные склейки. Если очень внимательно прислушаться, можно найти и другие "швы". Количество их, в общем-то, понятно: в те дни Битлз и их звукозаписывающая команда всё ещё работали по старинке на двухдорожечном аппарате, записывая на одну дорожку музыкальные инструменты, а на другую - вокальное пение. Единственной возможностью добавить какую-либо другую партию в песню было - скопировать полученную запись, сведя обе готовые дорожки в одну и освободив при этом соседнюю дорожку для наложений ещё чего-нибудь. Во время копирования записи с ленты на ленту неизбежно возникал посторонний шум, и чтобы свести его к минимуму, Джорджу Мартину приходилось объединять исходную запись инструментального сопровождения с теми участками записи, на которые делались сложные наложения. В результате дополнительный шум слышен лишь там, где были прописаны наложения, а не на протяжении всей песни. Так, судя по всему, Мартину пришлось усложнить припевы, добавив ещё дополнительных "йе-йе-йе" поверх записанных ранее, поскольку звучат эти самые "йе-йе-йе" заметно насыщеннее всего прочего.

Было, кстати, замечено, что Битлз не всегда поют в припевах именно "she loves you". Нет-нет, да слышится кое-что иное, а именно: "she’d love to" ("она бы не прочь"). "She'd love to, and you know that can’t be bad..." ("Она бы не прочь, а это, знаешь ли, неплохо...")

Однако есть повод поздравить Джона Леннона с окончательной и бесповоротной победой над своим соавтором: обратите внимание на порядок написания авторства обеих песен.

c67a4a227a39.jpg

I'LL GET YOU (ТЫ БУДЕШЬ МОЕЙ): Ритмичная баллада в новомодном стиле мёрзи-бит с эпизодическими вкраплениями губной гармошки на заднем плане и повторяющимся рефреном "о-йе", перекликающимся с заглавной песней нового сингла. Задорно, симпатично, но не более того, как и подобает би-сайду. Во время среднего куплета Битлз путаются в словах: на отметке 1:10 Джон (нижний голос) поёт: "Well, there's gonna be a time when I'm gonna make you mine", а Пол (верхний голос): "Well, there's gonna be a time when I'm gonna change your mind". Джордж ведёт здесь среднюю гармонию, и трудно сказать, чью позицию по данному вопросу он поддерживает. Однако уже в следующей строчке (1:17) Джордж Харрисон оговаривается, и вместо "So you might as well resign yourself to me", заявляет: "So I might as well resign yourself to me".

К 3 сентября было продано полмиллиона копий пластинки, и 12 сентября она оказалась на 1 месте британского хит-парада, где продержалась 4 недели. 27 ноября сингл стал первой пластинкой Битлз, чей тираж разошёлся в одной лишь Англии в количестве одного миллиона экземпляров (за три месяца!) А уже на следующий день, 28 ноября 1963 года, пластинка вновь возглавила британский хит-парад, продержавшись на первой строчке ещё две недели.

Первое цифровое издание обоих треков в их оригинальном монофоническом виде произошло в 1988 году: песни вошли в сборник PAST MASTERS Volume One (Parlophone CDBPM 1). В ремастированном переиздании 2009 года те же самые треки можно найти сразу в двух альбомах: PAST MASTERS (EMI 2 43807 2) и MONO MASTERS (EMI 6 84958 2).

Skaramanga

22 июля 1963 года: американский альбом INTRODUCING THE BEATLES (US Vee Jay VJLP SR 1062), стерео-версия:

aa307de6f774t.jpg 3cc3d86e9253t.jpg

1. I Saw Her Standing There

2. Misery

3. Anna (Go To Him)

4. Chains

5. Boys

6. Love Me Do

7. P.S. I Love You

8. Baby It’s You

9. Do You Want To Know A Secret

10. A Taste Of Honey

11. There’s A Place

12. Twist And Shout

Тот же трек-лист, что и на моно-издании, те же самые стерео-миксы, что и в британском оригинальном LP PLEASE PLEASE ME. Единственное отличие, как я уже упоминал в предыдущей главе - заглавная I Saw Her Standing There начинается не с "one, two, three, four!", а сразу с "four!"

dfedbfe49d99.jpg

aca49308ae76.jpg

Как и в случае с монофонической версией пластинки, упаковка не отличается особым вкусом. Лицевое фото дано в зеркальном отражении, отчего лица Джона и особенно Пола кажутся неузнаваемыми. Для стерео-версии лицевое фото сместили вниз, пожертвовав руками Пола и ногой Джона, чтобы разместить в верхней части полоску с крупной надписью "STEREOPHONIC". Не очень разумное решение, поскольку для этой полоски было бы достаточно места и в верхней части фото. Что же до оборотной стороны конверта, то о ней, похоже никто даже не задумывался. Первый вариант вы видите вверху, и это ничто иное как копия одной из сторон внутреннего пакета, в который вкладывалась непосредственно виниловая пластинка. К слову о внутренних пакетах, выглядели они у этой пластинки (в моно- и стерео-версиях) вот таким образом:

562f46f69a40t.jpg 0f7478af8086t.jpg

Второй вариант оборотной стороны виниловых конвертов альбома (как в моно, так и в стерео) вообще предлагал чистый лист картона, полюбуйтесь:

ce86d90d993dt.jpg

Кликнувшему - печенька! :-)

Наконец, третий вариант тыльной стороны конверта распространялся только на монофонические издания альбома. Любые стерео-издания с такой тыльной стороной - подделки:

5c8c9f1e7dbat.jpg

10 февраля 1964 года INTRODUCING THE BEATLES будет переиздан, посему к этому альбому мы ещё вернёмся...

Skaramanga

22 июля 1963 года: американский альбом INTRODUCING THE BEATLES (US Vee Jay VJLP 1062), моно-версия:

b5e0086a5a03t.jpg c148e5e90b83t.jpg

1. I Saw Her Standing There

2. Misery

3. Anna (Go To Him)

4. Chains

5. Boys

6. Love Me Do

7. P.S. I Love You

8. Baby It’s You

9. Do You Want To Know A Secret

10. A Taste Of Honey

11. There’s A Place

12. Twist And Shout

Штатовский аналог дебютного британского лонгплея PLEASE PLEASE ME. Был выпущен в моно- и стерео-версиях, практически идентичных английскому оригиналу (за исключением трек-листа). Тем не менее, считается, что моно-версия этого альбома составлена не из оригинальных моно-миксов, а из стерео-миксов, тупо сведённых в одну монофоническую дорожку (так называемых фолд-даунов), хотя прямых доказательств этому нет. По крайней мере, инструментальное вступление к Misery в моно точно такое же, как в британском моно-миксе, а в третьем куплете I Saw Her Standing There также нет никаких проблем с уровнем громкости (как следовало бы ожидать, будь этот моно-микс действительно получен из проблемного стерео). Единственное существенное отличие I Saw Her Standing There с этого альбома: и в моно, и в стерео-миксах песня начинается не с «one, two, three, four!», а сразу с «four!»

702f78aabcd0.jpg

1559b858a0bc.jpg

Обратите внимание, что авторство битловских сочинений везде указано как "McCartney-Lennon" – даже в случае с Love Me Do и P.S. I Love You.

Коммерческого успеха в Штатах данный релиз не имел.

Skaramanga

12 июля 1963 года: британский макси-сингл TWIST AND SHOUT (UK EP Parlophone GEP 8882):

733672b5f7cbt.jpg 880c8dd9807dt.jpg

1. Twist And Shout

2. A Taste Of Honey

3. Do You Want To Know A Secret

4. There’s A Place

Макси-сингл или Extended Play (сокращённо: EP) – маленькая пластинка на 45 оборотов в минуту, включавшая в себя по две песни с каждой стороны (итого – четыре). В Великобритании этот формат имел в начале ‘60-х большой спрос, поскольку макси-синглы и проигрыватели, предназначавшиеся для их воспроизведения, были существенно дешевле по цене, нежели «полноформатные» проигрыватели, позволявшие слушать более дорогие «диски-гиганты» (LP) на 33 оборота в минуту. Для макси-синглов также существовал свой EP хит-парад, что не мешало EP-пластинкам периодически мелькать и в хит-парадах обычных синглов.

3aa53728be9b.jpg

daf7ed1a1e20.jpg

К моменту выхода в свет этого первого официального макси-сингла Битлз, их диск-гигант PLEASE PLEASE ME находился на первом месте британского хит-парада уже целых 10 (ДЕСЯТЬ!) недель. Те же, кому не по карману было его купить, с готовностью расхватали новый мини-релиз, содержавший четыре трека из хитового лонгплея (в стандартных моно-миксах). Было продано свыше 800 тысяч копий, и в хит-параде EP-пластинок TWIST AND SHOUT заняла первое место, которое удерживала в течение рекордных 64 недель! Ко всему прочему, она оказалась самым успешным EP-релизом в хит-параде синглов, где заняла наивысшую вторую позицию. Фактически, и публика, и пресса отнеслась к ней именно как к синглу, и, не смотря на то, что кавер-версия титульной песни в исполнении Брайана Пула и The Tremeloes, изданная синглом, стоила почти вполовину дешевле, Битлз оттеснили её на 4 место в сингловом хит-параде. Забегая вперёд, отмечу, что TWIST AND SHOUT займёт четвёртое место в списке самых популярных британских пластинок 1963 года: уступит он лишь двум следующим битловским синглам She Loves You (почти полтора миллиона копий) и I Want To Hold Your Hand (1,4 миллиона копий), а также синглу группы Dave Clark Five Glad All Over (около миллиона копий).

И ещё. В первые шесть месяцев 1963 года в Англии было продано два с половиной миллиона пластинок, записанных ливерпульскими группами, и эта цифра приходится лишь на семь наименований! И все семь пластинок продюссировал… наш любимый и родной Джордж Мартин!

Skaramanga

27 мая 1963 года: американский сингл From Me To You / Thank You Girl (Vee Jay VJ 522)

085b58e188da.jpg

1359920d6bda.jpg

a5b00a74270c.jpg

Вторая безуспешная попытка обратить на себя внимание американцев: 116 место в хит-параде США.

Для обеих песен сингла использованы стандартные моно-миксы, но Thank You Girl звучит здесь немного медленнее обычного. Обратите внимание на авторство: McCartney-Lennon, как и в оригинале.

Skaramanga

26 апреля 1963 года: британский альбом PLEASE PLEASE ME (Parlophone PCS 3042) стерео-версия:

e70cd071880dt.jpg 05d98d8c3810t.jpg

1. I Saw Her Standing There

2. Misery

3. Anna (Go To Him)

4. Chains

5. Boys

6. Ask Me Why

7. Please Please Me

8. Love Me Do

9. P.S. I Love You

10. Baby It’s You

11. Do You Want To Know A Secret

12. A Taste Of Honey

13. There’s A Place

14. Twist And Shout

Всё тот же дебютный гипер-блин диск-гигант, изданный в диковинном для англичан стерео-формате и наша первая возможность поговорить об отличиях между миксами. Сразу же обратите внимание, что хотя трек-лист ничем не отличается от того, что был на моно-издании, большинство песен выделено жирным красным шрифтом: так я буду обозначать все ранее не упоминавшиеся стерео-миксы.

В стерео-версии весьма грубое разделение каналов: в правом мы слышим лишь наложения вокала и некоторых дополнительных инструментов, а в левом – основное инструментальное сопровождение + далёкое эхо правого канала. Слушать такое в наушниках – особая пытка для головного мозга, но, по-видимому, в момент зарождения стерео кудесники звука из фирмы EMI/Parlophone ещё не придумали, как с ним надлежит обходиться. Про Джорджа Мартина вообще говорили, что он оглох на одно ухо, так что стоит ли удивляться…

Теперь поговорим о некоторых любопытных отличиях этой стерео-версии от монофонической...

54e36a29eed8.jpg

1) В последнем куплете I Saw Her Standing There сразу после строчки "we danced through the night" в левом канале на мгновение падает уровень громкости инструментов, тогда как в моно-миксе ничего подобного не было.

2) Инструментальное вступление к Misery в стерео-миксе длится чуть дольше, чем в моно. Скорее всего, для моно-микса его намеренно подрезали. На отметках 0:48, 0:54, 0:56, 1:16, 1:23, 1:28 и 1:38 (после каждого фортепианного фрагмента) слышны скрипы в левом канале.

3) В стерео-миксе Anna на отметке 2:01 отчётливо слышна склейка между дублями после слов "like I", которую выдают скачок громкости во время партии ритм-гитары и характерный щелчок. Возможно, в моно-версии это тоже есть, но по крайней мере не так заметно.

4) Стерео-версия Please Please Me – это другое исполнение песни, но с вкраплением всё той же монтажной ленты с пятью секциями губной гармошки, что использовалась для моно-микса. Лидер-вокал Джона в моно-миксе был резче. Из явных отличий: в стерео-миксе во второй строчке первого куплета иначе произносится слово “try”, а в бридже поётся: "reason with you, oh yeah", тогда как в моно было: "reason with you, whoa oh yeah". Также в третьем куплете в стерео можно услышать ошибку, допущенную при наложении вокального трёхголосия: "You know you never even try" – подпевают Пол и Джордж /"Why do I never even try" – поёт Джон, после чего во время последнего припева "Come on come on" он начинает смеяться. В стерео-миксе губная гармошка звучит в правом канале, там же, где и вокал. В первых четырёх секциях, что появляются в промежутках между куплетами и припевами, звук бас-гитары проникает из левого канала в правый, тогда как в куплетах и припевах она звучит только слева. В результате, в отличие от моно-микса, здесь очень заметен контраст между звучанием основной ленты и ленты монтажной. В последней, пятой монтажной секции, губная гармошка почему-то звучит тише, чем в моно-миксе, что довольно странно, ведь это одна и та же запись. Вместе с тем в самом конце слышно, как расходятся скорости основной и монтажной лент: ритмы барабанов перестают совпадать. Предполагается, что причина подобной аномалии в том, что к моменту создания стерео-микса были утеряны (стёрты?) оригинальные сессионные ленты с записью не только самой песни, но и той самой монтажной врезки с пятью секциями губной гармошки. А поскольку запись губной гармошки сохранилась лишь на готовом моно-миксе, её решили синхронизировать с записью сохранившегося альтернативного (не самого удачного) дубля (со всеми выше упомянутыми вокальными ошибками). Отсюда, возможно, и этот странный эффект проникновения бас-гитары в другой канал, и приглушённое звучание гармошки в финале (попытка замаскировать несинхрон обеих фонограмм?), и собственно сам несинхрон, возникающий на отметке 1:44 – 1:51.

3c0f2857f332.jpg

По причине того, что оригинальные сессионные ленты с записью Love Me Do и P.S. I Love You также сохранены не были, стерео-версии этих песен пришлось мастерить искусственным образом – в итоге получились так называемые псевдо-стерео-миксы (их ещё называют дуофоническими): это всё то же моно, но в левом канале больше низких частот, а в правом – больше высоких, отчего возникает хилая иллюзия пространства. К слову, практика изготовления псевдо-стерео в ‘60-е была весьма широкой, и в дальнейшем я буду выделять такие миксы отдельным цветом от стерео.

Предполагают, что странный звук на последних секундах Twist And Shout - это, как я уже писал, кашель Джона Леннона. Хотя это больше похоже на скрип кресла или деталей ударной установки, в стерео-миксе "кашель" слышен в правом канале, где и вокал (ударные располагаются строго слева).

В ‘70-е и особенно ‘80-е годы прошлого столетия, когда моно-записи перестали котироваться, внимание аудиофилов было сосредоточено главным образом на стерео-версии PLEASE PLEASE ME (не смотря на чрезвычайно радикальное разделение по каналам – какое-никакое, всё же это было СТЕРЕО!). Моно-версия сознательно игнорировалась, и поэтому когда в 1987 году для издания на CD правообладатели выбрали моно-вариант лонгплея, очень многие почитатели Битлз пришли в священное негодование. Негодовали они долгих 22 года: лишь 9 сентября 2009-го состоялось, наконец, официальное цифровое издание стереофонической версии дебютного долгоиграющего диска Битлз (EMI 3 82416 2). Тогда же, к слову, была ещё раз переиздана и монофоническая (EMI 6 99452 2), и теперь можно сравнить звучание обеих и прийти к разумному выводу о том, что «стерео» далеко не всегда означает «лучше».

Skaramanga

11 апреля 1963 года: британский сингл From Me To You / Thank You Girl (Parlophone R 5015)

Начиная с этого сингла можно говорить о наступлении эры Битлз. Первое место в британском хит-параде (в течение семи недель!) и народная слава, конца которой мы с вами уже, похоже, не застанем.

С выходом этого сингла изменился дизайн как ярлыков, так и пластиночных конвертов фирмы EMI-Parlophone. Ярлыки теперь стали чёрными с серебряным шрифтом, а конверты – тёмно-зелёного цвета с круглым зелёно-белым логотипом «Парлофона» внизу.

3f2d0406b403t.jpg 043dbcbb9b3et.jpg

Кликабельно!

ba68d6da9335.jpg

FROM ME TO YOU (ОТ МЕНЯ – К ТЕБЕ): Залихваткий поп-шлягер с нестандартной мелодикой, очаровательным вокальным трёхголосием и фирменной губной-гармошкой в "особо ответственных местах". Гитарной работы здесь мало, зато партия ударных - просто блеск! Наличие губной гармошки во вступлении само по себе интересно, поскольку ни на одном сессионном бутлеге не было обнаружено никаких свидетельств существования этой партии на отдельной ленте. Скорее всего, партия гармошки во вступлении была добавлена из середины песни, для чего звуковикам пришлось синхронизировать две ленты одновременно. Отсюда и странный эффект флэнжера, возникающий в конце вступления во время барабанной сбивки: скорости обеих лент в этом месте попросту разошлись!

c1a5098ecc64.jpg

THANK YOU GIRL (СПАСИБО, ДЕВОЧКА): Снова забойные ударные, снова трёхголосие и снова губная гармошка и очень мало собственно гитар. Результат на сей раз - не бог весть что, да собственно песня заведомо предполагалась в бисайды. Моно-мастер был слеплен Джорджем Мартином из шести различных фрагментов: Битлз оказались не в состоянии исполнить песню идеально от начала и до конца, поэтому из нескольких дублей он выбрал лучшее вступление, лучшую коду и лучшие куплеты-припевы.

Первое цифровое издание обоих треков в их оригинальном монофоническом виде произошло в 1988 году: песни вошли в сборник PAST MASTERS Volume One (Parlophone CDBPM 1). Ни в коем случае не путайте с ремастированной версией того же самого сборника 2009 года (EMI 2 43807 2): там, вместо этих, вы найдёте стереофонические миксы. В 2009-м оригинальные моно-миксы From Me To You и Thank You Girl были включены в альбом MONO MASTERS (6 84958 2) из белого моно-бокса.

Что касается написания авторства, то обескураженный Джон Леннон делает всё, что только может, дабы вернуть себе прежнее лидирующее положение. Так, в конце апреля он отправился на двухнедельные каникулы в Испанию в компании битловского менеджера Брайана Эпстайна… нет, не для занятий уринотерапией.

Skaramanga

22 марта 1963 года: британский альбом PLEASE PLEASE ME (Parlophone PMC 1202) моно-версия:

edf1cc553a3bt.jpg 1a73a380ebfct.jpg

Кликните на фотки, и да увеличатся оные.

Кликайте! Два часа заливал – зря, что ли?

1. I Saw Her Standing There

2. Misery

3. Anna (Go To Him)

4. Chains

5. Boys

6. Ask Me Why

7. Please Please Me

8. Love Me Do

9. P.S. I Love You

10. Baby It’s You

11. Do You Want To Know A Secret

12. A Taste Of Honey

13. There’s A Place

14. Twist And Shout

Дебютный альбом Битлз. Ну, что такое «альбом» в классическом понимании – надеюсь, все знают. На всякий случай, напомню, что в Америке в те далёкие времена этим красивым словом называлась обычная долгоиграющая пластинка, или Long Play (сокращённо: LP) (другое смешное название – «диск-гигант») на 33 оборота в минуту, общим звучанием до 45 минут (иногда больше, но чаще – меньше). В доцифровую эпоху слушателям приходилось переворачивать такую пластинку уже минут через 15-20, чтобы послушать остальные песни. Но всё же не так скоро, как в случае с синглом ;-). Справедливости ради добавлю, что в Англии слово «альбом» применительно к долгоиграющей пластинке стало употребляться лишь во второй половине 60-х, когда пластинки с популярной музыкой вдруг перестали быть банальным набором песен, а превратились в целые тематические подборки, к тому же шикарно оформленные. В СССР понятие «альбом» возникло и распространилось лишь после Перестройки (некоторое время перед этим использовали абсолютно неуместное слово «концерт»), зато теперь словом «альбом» громко называют всё, что ни попадя.

Перед вами моно-версия первого британского «лонгплея» Битлз – стереофоническая выйдет в свет чуть позже. В неё включены четыре песни с первых двух синглов плюс десять новых, записанных в один день (11 февраля 1963 года) за одну 10-часовую сессию. Как видите, три трека на этой пластинке ничем не выделены: это уже издававшиеся ранее на двух первых синглах моно-миксы. Что же касается Love Me Do, то вот это и есть другая, «правильная» (по мнению Джорджа Мартина) версия с Энди Уайтом за ударными. К великому раздражению Ринго, отныне и аж до 1988 года только её и будут переиздавать на всех последующих сборниках.

В 1987 году данная версия пластинки была издана на CD (EMI CDP 7 46435 2) по очень простой причине: именно она рассматривалась продюсером как основная и конечная, и именно её в массе своей слушали в том далёком 1963-м, и за неё голосовали, отчего пластинка заняла первое место в британском хит-параде. На данный момент лучше всего звучит ремастер 2009 года (EMI 6 99452 2) из белого моно-бокса. Изданная месяцем позже (26 апреля 1963) стерео-версия была скорее экспериментальной, рассчитанной на малочисленных в то время эстетов. Мы её обязательно рассмотрим в скором времени тоже.

Что касается прочих издательских деталей, то следует снова обратить внимание на то, как представлено авторство песен, принадлежащих перу Джона и Пола: «McCartney-Lennon» – по-прежнему значится на оборотной стороне конверта и на ярлыках пластинки. Ярлыки в первом тираже были ещё старого образца: с позолоченным шрифтом на чёрном фоне. Также издателем всех песен Джона и Пола на ярлыке первого тиража значится компания "Dick James Mus. Co." (за исключением Boys, Love Me Do и P.S. I Love You – "Ardmore & Beechwood Ltd."), а уже во втором тираже, выпущенном вскоре после первого, издателем песен Do You Want To Know A Secret и There’s A Place указана "Northern Songs Ltd."

Что поражает до сих пор: пластинка по-прежнему звучит свежо и актуально. Даже отдельные шероховатости в виде хриплого и местами нестройного бэк-вокала добавляют ей шарма. Немодными и устаревшими могут показаться ритмы и гармонии отдельных песен, но голоса Битлз звучат так, словно принадлежат нашим современникам! Без фальшивой академичности или попытки звучать «как надо», голоса Джона, Пола, Джорджа и Ринго идут от самого сердца и по-прежнему заряжают слушателя неистощимой позитивной энергетикой, тёплым светом Любви. Воистину, голоса Битлз – вне времени.

Это всё были красивые слова, а теперь давайте придирчиво и беспристрастно рассмотрим содержание этого лонгплэя. Начнём с первой его стороны.

bf5988ac2a73.jpg

I SAW HER STANDING THERE (Я ПРИМЕТИЛ ЕЁ ИЗДАЛИ): Страстный нетерпеливый отсчёт Пола Маккартни “one, two, three, FOUR!” – результат неоднократных попыток записать песню с первого раза. Данный крик души прозвучал после неудачного старта восьмого дубля, перед девятым (на пластинку попал монтаж девятого и двенадцатого дублей), и, не смотря на заводное моторное исполнение, косяков в нём обнаруживается предостаточно. Так, на отметке 1:11 Маккартни нечаянно промахивается мимо нужной басовой ноты во время проведения повторяющегося 8-нотного рифа (ошибка в шестой ноте). Поющие дуэтом Джон и Пол неоднократно путаются в словах: на отметке 1:25 Пол поёт "Now, I’ll never dance ...", а Джон – "I wouldn’t dance ..." Затем на отметке 1:29 у Джона мы слышим "When I saw her standing there", а у Пола – "Sin’ I saw her standing there". После чего на отметке 1:30-1:31 слышно, как Джон и Пол смеются из-за этой ошибки, продолжая петь дальше. Затем на отметке 2:26 Пол поёт "Now I’ll never dance with another", а Джон, на ходу пытаясь выбрать между "How could" и "I wouldn’t" (что в обоих случаях неверно!), выдаёт: "H-i wouldn't dance with another". Что поделаешь, нервишки шалят у музыкантов: наконец-то добраться до возможности записать дебютный альбом в стенах приличной лондонской студии – это понятно. Куда больше претензий возникает к опытным студийным работникам, поскольку на этапе монтажа они допустили более серьёзные и заметные ошибки. Топорная склейка на отметке 1:32 на слове "there" приводит к тому, что это слово ращепляется на "there-ere". Отсюда начинается кусок из 12-го дубля с беспрецедентным гитарным соло Джорджа Харрисона; этот фрагмент заканчивается на отметке 2:26, когда нас опять возвращают в 9-й дубль. Именно здесь происходит описанная выше вокальная ошибка Джона ("H-i wouldn't dance"), но вполне возможно она является результатом как раз-таки неудачной склейки, и тогда в этом случае Джон не так уж и виноват. При внимательном изучении сбивки Ринго мы обнаружим, что в этом месте предполагался удар по тарелке, которого мы лишились из-за склейки между дублями. На отметке 2:31 Джон Леннон опаздывает на слове "Since".

MISERY (СТРАДАНИЕ): Поскольку в песне предполагалось наложение эпизодических рояльных вкраплений, её было решено записать на скорости вдвое большей, дабы при наложении не слишком заметно потерять в качестве звука. Потребовалось 11 дублей на запись основной дорожки сопровождения (с вокалом) и ещё пять (20 февраля 1963) – на наложения рояльных партий. На протяжении всей песни слышен навязчивый скрип педали басового барабана.

Британская поп-певица Хелен Шапиро, которой Леннон и Маккартни безуспешно предлагали взять эту песню в свой репертуар, позднее рвала на себе волосы. «Я могла оказаться самым первым исполнителем в мире, кто записал бы самый первый в мире кавер на Битлз», – сетовала она. Сообразительнее и проворнее оказался другой британский поп-исполнитель (кстати, тоже из Ливерпуля) – Кенни Линч (через десять лет он отметится на обложке альбома Пола Маккартни BAND ON THE RUN в роли одного из беглых преступников).

ANNA (Go To Him) (АННА (Уходи к нему)): Артур Александр был одним из любимых авторов Джона Леннона, и для первого альбома была выбрана одна из его баллад, определившая, кстати, стилистику ранних баллад самих Битлз. Очень «ленноновская» по духу вещь получилась, согласитесь. Битлз разделались с ней всего за три дубля, и последний был выбран в качестве лучшего.

Занятные шероховатости: педаль басового барабана скрипит всю дорогу от начала и до конца песни. Во время 0:22-0:25 Джон вдруг перестаёт вести гитарный ритм, словно отвлекшись на что-то, и затем на 1:40 вдруг фальшивит на слове "ring". Любопытны бэк-вокальные ляпы Джорджа Харрисона во время бриджей между строчками “But every girl I’ve ever had” и “Breaks my heart and leave me sad” (1:15-1:18 и 2:11 соответственно). По какой-то причине он то и дело начинает вести здесь минорную гармонию, но замечая, что ошибся, выправляется и с опозданием «въезжает» в мажорную.

CHAINS (ОКОВЫ): Песня записана за один-единственный дубль и исполнение, увы, не лишено мелких огрешностей. Наиболее явной студийной «грязью» является момент перехода из приева ко второму среднему куплету (1:27), когда кто-то из битлов (то ли Джон, то ли Джордж, солирующий в этой песне) произносит в сторону от микрофона нечто неразборчивое (то ли "S’at enough?", то ли "S’at the rhythm?"). В целом это откровенно проходной номер, единственным украшением которого является протяжная партия губной гармошки Джона – памятуя о её недавнем эффектном дебюте в Love Me Do, можно сказать, что на данном этапе это фирменная битловская «фишка».

BOYS (МАЛЬЧИКИ): Премьера Ринго Старра в качестве лидер-вокалиста в составе Битлз. Ирония не только в том, что для исполнения он выбрал себе песню из репертуара девчачьей поп-группы The Shirelles (для которой петь о «мальчиках» было вообще-то делом естественным), но и в том, что именно Ринго годы спустя будет жаловаться на вредную привычку Джорджа Мартина упрямо называть битлов «мальчиками», даже когда они станут отцами собственных семейств. Энергичный рок-н-ролл, подхватывающий настроение I Saw Her Standing There – с аналогичной структурой, темпом и аранжировкой. Впоследствии эта песня станет излюбленным номером на живых концертах группы. Ведь если разобраться, энергичных рок-н-роллов в репертуаре Битлз будет не так уж и много, и Boys – как раз один из них. Записано с одного дубля.

ASK ME WHY (СПРОСИ МЕНЯ, ПОЧЕМУ): Что интересно, на британском и американском синглах Please Please Me исполь

Skaramanga

20 (по некоторым данным - 7, а то и 25!) февраля 1963 года: американский сингл Please Please Me / Ask Me Why (Vee Jay VJ 498)

6af0d10a88ba.jpg

946ba104f6cc.jpg

eb78308ef826.jpg

24403f58a561.jpg

0b7e161694f0.jpg

Первая попытка заразить американцев битловскими гармониями с самого начала была обречена на провал. Пластинку Битлз отверг Capitol Records – американский… подумать только, филиал EMI! После неудачных поисков других приемлемых лейблов, выбор был остановлен на непрезентабельной фирме Vee Jay, которая даже название группы на ярлыке пластинки умудрилась написать с ошибкой: The Beattles! Этот первый американский сингл не принёс группе за океаном никакой славы.

Для обеих песен сингла использовались стандартные британские моно-миксы, поэтому никаким особым цветом я их не выделяю.

Skaramanga

11 января 1963 года: британский сингл Please Please Me / Ask Me Why (Parlophone R 4983)

a4c61b3fd1ac.jpg

593850c38f8b.jpg

f765fe198c2c.jpg

Второй сингл Битлз с двумя новыми треками и первый успех: заглавная песня выйдет на первое место в хит-парадах таких уважаемых британских музыкальных изданий, как New Musical Express, Melody Maker и Disc. Неуспех в хит-параде издания Record Retailer (только 2 место) станет причиной, по которой чуть позже «Книга хит-сингловых рекордов Гиннеса» будет утверждать, что первым абсолютным чемпионом в дискографии Битлз станет лишь их третий сингл, From Me To You (см. далее).

Упаковка второго сингла была такой же, как и у первого (бумажный конверт с красно-бело-сине-бордовыми горизонтальными полосками), но написание авторства песен изменилось на McCartney-Lennon: по-видимому, в издательстве посчитали, что так звучит красивее. Маккартни не возражал, а вот Леннон напрягся…

Технические детали: пять инструментальных секций с наложением губной гармошки в заглавной песне Please Please Me были записаны на отдельную монтажную ленту, которая при окончательном сведении комбинировалась с основной. Прислушайтесь внимательно: на отрезке 1:45 заметите неудачную склейку.

Поскольку в оригинальном монофоническом виде оба трека будут включены в первый лонгплей PLEASE PLEASE ME, проще всего найти их именно в этом альбоме: первое CD-издание его датируется 1987 годом (EMI CDP 7 46435 2), однако на данный момент лучше всего звучит ремастер 2009 года (EMI 6 99452 2) из белого моно-бокса.

Skaramanga

5 октября 1962 года: британский сингл Love Me Do / P.S. I Love You (Parlophone R 4949)

27cfd7440cc3.jpg

9ab3c1c59829.jpg

bd568e53828b.jpg

Самая первая пластинка Битлз, записанная в классическом составе (Джон Леннон, Пол Маккарти, Джордж Харрисон и Ринго Старр – если вдруг кто забыл, но мы не дадим этому случиться!) верным продюсером Джорджем Мартином в стенах их отныне бессменной студии EMI и изданная бессменной фирмой Parlophone более полувека тому назад. Здесь всё понятно: обе песни в моно. К слову, с этим синглом практически никому ещё неизвестные Битлз добрались до 17 места в национальном хит-параде.

Обратите внимание: на британских синглах фирмы Parlophone вообще отсутствуют буковки А и В, но это не говорит об отсутствии таких понятий, как А-сайд (хитовый трек) и Би-сайд (дополнительный трек). Дело в том, что одновременно с изданием экземпляров, предназначенных для коммерческой продажи, фирмой-изготовителем выпускался небольшой так называемый промо-тираж для радиостанций. Такие пластинки издавались как правило с белыми ярлыками, где на одной из сторон присутствовала большая красная буква А: ею обозначалась та сторона пластинки, на которой был записан предполагаемый хит: именно эту песню и рекомендовалось ди-джеям раскручивать в радио-эфире. Обычные же слушатели, покупая пластинку, уже знали, какая из двух песен на ней – основная, хотя ни на стандартной упаковке, ни на ярлыке пластинки не давалось никаких уточнений. Однако если хорошо приглядеться к приведённым выше сканам, слева на ярлыке видны циферки 7XCE 17144 и 7XCE 17145 – это каталожные номера матриц, с которых отпечатывались виниловые тиражи. Там, где цифра на одну единицу меньше – это и есть заглавная песня, типа хитовый трек (если конечно ему повезёт в чартах), а там, где на одну единицу больше – это презренный Би-сайд, банальный заполнитель. В данном случае заполнителем является сентиментальная песенка P.S. I Love You – один из первых опытов Пола Маккартни в сочинении лирических баллад. Также стоит взглянуть на авторство обеих песен: здесь оно указано как Lennon-McCartney – именно так (а не наоборот) у них было принято с самого начала.

Ещё стоит отметить, что в Великобритании ‘60-х синглы фирмы EMI/Parlophone издавались в стандартных одинаковых бумажных упаковках с широкой прорезью для ярлыка: только через эту прорезь покупатель мог увидеть, что там внутри – на самой упаковке вообще не было указано, что там за песня и исполнитель. Поэтому я не стану давать скриншотов упаковок британских синглов Битлз по каждому поводу, бо необязательно. К слову, этот дебютный сингл продавался в конверте с красно-жёлто-бело-сине-бордовыми горизонтальными полосками.

cf31e552e023t.jpg 49f007a21186t.jpg

Немного истории: партию ударных в заглавной песне исполнил Ринго, но поскольку день записи стал и первым днём знакомства Джорджа Мартина с этим новым барабанщиком Битлз (ранее его не устроил их предыдущий ударник, Пит Бест), для страховки Мартином был приглашён студийный ударник, Энди Уайт, с которым была записана другая версия Love Me Do. Эта другая версия позднее получит бессмертие: она войдёт в первый альбом Битлз и будет оцифрована в 1987 году для релиза на CD. Что же касается версии с Ринго, которую мы здесь рассматриваем, то оригинал её записи безвозвратно утерян (стёрли, ироды недальновидные). Для всех последующих цифровых переизданий (первое имело место в 1988 году на сборнике PAST MASTERS Volume 1) будет использована одна из более-менее хорошо сохранившихся виниловых копий этого исторического сингла. Теперь можете себе представить, сколько стоит сегодня такая пластиночка :P.

Оригинальный моно-микс P.S. I Love You окажется чуть позже в дебютном альбоме Битлз PLEASE PLEASE ME: первое CD-издание его датируется 1987 годом (EMI CDP 7 46435 2), но на данный момент лучше всего звучит ремастер 2009 года (EMI 6 99452 2) из белого моно-бокса.

Skaramanga

Дискография Битлз – что может быть проще, скажете вы. А между тем, наука эта весьма непростая. Большинству интересующихся она известна более-менее, более-менее осведомлён наш народ о дискографии американской, но в чём разница – это вам скажут немногие посвящённые фанатики вроде вашего покорного слуги. А разница в том, что не смотря на наличие одних и тех же песен на пластинках британского и американского производства, звучание их подчас отличия имеют радикальные. Всё дело в использовании разных миксов. В той же Англии от начала битловских времён (с 1962 года) и вплоть до января 1969-го записи Битлз издавались в двух форматах: моно и стерео. Причём, для монофонического и стереофонического релизов песни микшировались абсолютно по-разному, и тут дело даже не в банальном разделении по каналам (в моно всё звучит «в кучку», а в стерео – разведено по обе стороны), а в том, что иной раз какие-то партии (вокальные или инструментальные) убирались из микса вовсе, а какие-то получали иную обработку. Вроде – мелочи, а

восприятие отдельно взятой песни от этих маленьких отличий радикально меняется.

В былые времена музыкальный рынок был наполнен совершенно непохожими миксами оригинальных битловских творений: в ‘60-е – то есть, в эпоху Битлз – одну и ту же песню можно было услышать в британском моно, в американском моно, в британском стерео и в американском стерео. И это ещё мягко говоря, поскольку некоторые треки издавались в других странах Европы и, скажем, в Канаде также в иных миксах. Звукотехники с Эбби Роуд свели новую песенку Битлз и подумали: неплохо, а давайте сведём ещё разок, только вот тут сделаем гитары погромче, и этот микс мы пошлём в Бразилию, и пусть его там издадут, а для подданных своего королевства оставим тот, где громче барабаны. Я ещё не говорю о том, что некоторые альбомные версии песен существенно отличались от сингловых (наверняка любой мало-мальски осведомлённый в данной теме так или иначе давно это заметил). В Америке монофонический рынок пластинок Битлз закончился с наступлением 1968 года, но до тех пор происходило то же самое, что и в Англии (по две версии каждого битловского альбома), с одним существенным дополнением: американские моно- и стерео-миксы очень часто совсем не похожи на британские.

После распада Четвёрки, в ‘70-е и ‘80-е годы прошлого столетия одновременно с переизданиями старого классического материала продолжали выходить и новые подборки, старый материал в которых также звучал иначе – за счёт нового микширования. Всё это делалось по очень простой причине: заставить публику покупать те же яйца, но с видом сбоку.

Всё изменилось в 1987 году с наступлением эры CD, когда британская дискография Битлз была торжественно переиздана в цифре. Увы, пёстрая эпоха прежнего разнообразия резко закончилась: первые четыре альбома издали только в моно, а все прочие – только в стерео. Отныне и надолго мы были обречены слушать одни и те же миксы. В отдельных случаях – даже не оригинальные, а сделанные ещё раз заново. С той поры выросло не одно поколение, которое по-прежнему понятия не имеет о том, насколько разнообразна и богата на самом деле Вселенная официально изданных записей Битлз. Около двадцати лет длилось подобное безобразие, и лишь в 2004-м на CD были изданы первые четыре оригинальных американских альбома (в стерео- и моно-версиях), затем в 2006-м – следующие четыре американских альбома (также в стерео и моно), а в 2009-м в цифре наконец-то переиздали всю британскую дискографию в обоих форматах. Неохваченными в цифре осталось ещё несколько американских альбомов, но будем надеяться, это вопрос времени (к слову, январский релиз этого года – бокс The U.S. Albums) удовлетворил чаяния коллекционеров оригинальных американских версий лишь очень и очень незначительно).

Собственно говоря, здесь мы поговорим как раз об отличиях. Я начну с самого начала: с первого битловского сингла, изданного на фирме Parlophone (самые ранние записи в расчёт брать не буду: это эра до прихода в группу Ринго Старра, впрочем, если вдруг она кого-то заинтересует, поговорим и о ней). Для тех, кто пока не в курсе, синглы – это такие маленькие недорогие виниловые пластинки на 45 оборотов в минуту (их потому ещё иногда называли смешным словом «сорокапятки») с хитовой песней на одной стороне (А) и дополнительной песенкой на другой (её ещё было принято называть Би-сайд, поскольку располагалась она на стороне B B). Эта дополнительная песенка, этот Би-сайд, как правило, ни на что не претендовал. Те же Битлз первое время пихали на свои Би-сайды всякий шлак, пока им не пришло в голову начать запутывать ди-джеев в решении, какую же из сторон сингла давать в радио-эфир – поскольку наконец-то обе были хороши. В Англии для синглов того времени (с 1962 по 1969-й) использовались монофонические записи (стерео-аппаратура была лишь у самых продвинутых шизоманьяков, не входивших в целевую потребительскую аудиторию).

Теперь об удобстве пользования данным обзором. Все битловские пластинки (синглы, макси-синглы и альбомы) будут представлены в строгом хронологическом порядке с упоминанием их потрекового содержания. Некоторые треки на разных пластинках будут повторяться, но не ведитесь на одинаковые названия: под одним и тем же именем могут скрываться абсолютно разные миксы. И чтобы нам всем было понятно, где «новый» микс, а где уже ранее обсуждённый, я придумал такую хитроумную ерунду: каждый «новый» (то есть, не изданный ранее, а посему не упомянутый выше) моно-микс я буду отмечать жирным синим шрифтом. Если тот же самый моно-микс окажется в будущем на другой пластинке, я не стану отдельно его выделять, поскольку он уже был и нечего тут обсуждать. То же самое, чуть позже, будет касаться и стерео-миксов, которые я буду выделять жирным красным шрифтом, и псевдо-стерео-миксов, которые будут выделены жирным оранжевым шрифтом. Надеюсь, желающим ознакомиться с данным обзором всё будет предельно ясно. Ну а если кому без пол-литра не разобраться, то пол-литра тому в помощь.

Однако хорош уже сиськи мять. Поехали!